Последние записи
ВЕБИНАР: Мифы об Автосканерах 25 мая
За долгие годы нашей работы мы встречаем одни и те же, порой нелепые вопросы и убеждения потенциальных покупателей. За то время, пока сканеры входили в обязательное оснащение автосервисов, они обро..
ВЕБИНАР: Стратегия Автодиагностики: 10 Шагов
Приглашаем всех желающих на бесплатный Вебинар "10 Шагов Стратегии Автодиагностики", который мы проведём 27 апреля в 12:00 по московскому времени. Многие начинающие и даже опытные диагнос..

Профилактика возникновения закоксовки в двигателе

Профилактика возникновения закоксовки в двигателе

Сергей Владимирович Телушкин, практикующий автодиагност

"Предупредить - легче, чем лечить!"

Проведение профилактического сервиса на автомобиле Nissan Qashqai.

В прошлой статье (декабрь 2016 года) мы рассказывали как промывка двигателя со значительным пробегом может решить проблемы, связанные с химическими отложениями. Сегодня мы попытаемся исследовать насколько эта методика применима для автомобилей с небольшим пробегом. Как правило, владельцы новых автомобилей не сильно задумываются по поводу технического обслуживания двигателя и профилактики его болезней.  Они считают, что во время гарантийного срока с двигателем мало что может произойти, а если поломка все же состоится, то ее  исправление будет произведено бесплатно.

Однако болезнь может не проявиться в течение гарантийного срока, но даст о себе знать уже после его окончания, когда время будет упущено и лечение выльется в кругленькую сумму. Конечно, производитель рассчитывает периодичность обслуживания ТС таким образом, чтобы при условии ее соблюдения здоровье машины поддерживалось  бы на должном уровне. Однако такие негативные условия эксплуатации автомобиля как: короткие поездки, температурные перепады, низкое качество топлива и другие могут привести к накоплению «вредных бактерий и вирусов», которые проявляют себя тогда, когда  заканчивается  гарантийный срок на ТС, а иногда и раньше.

Каждый взрослый человек слышал о системе мероприятий, направленных на предупреждение развития кариеса – ее врачи называют первичной профилактикой. В нее входят: регулярная чистка зубов и ежегодное посещение кабинета стоматолога. Эти мероприятия позволяют сохранить зубы человека здоровыми и крепкими до глубокой старости. Подобную роль в жизни автомобиля играет и регулярная профилактика двигателя. Помимо всего прочего, она заключается и в очистке его систем от накопившихся фракционных отложений масел и технологических жидкостей в каналах агрегата. В США такой сервис становится неотъемлемой частью регулярного технического обслуживания и позволяет дилеру смело продлевать гарантийные обязательства на двигатель вплоть до 240 тысяч миль пробега.

У нас этот сервис находится пока в стадии зарождения. Но многие дилерские центры уже задумываются над его внедрением, дабы предупредить проблемы заболеваемости агрегатов как в гарантийный, а так и в постгарантийный периоды. Такой подход обещает существенную помощь в удержании клиентов. Поэтому звонок из дилерского центра Nissan с просьбой помочь в освоении технологии профилактики болезней с помощью промывок BG пришелся как нельзя кстати.

Малые диаметры масляных каналов ДВС любых современных автомобилей, в том числе и марки Nissan, способствуют образованию в них отложении (сгустки, пробки). Это, в свою очередь, препятствует нормальному прохождению масла для выполнения функций: смазка, отведение тепла, работа гидропривода. В результате возникают такие проблемы как образование нагаров на маслосъемных компрессионных кольцах; ухудшение работы гидронатяжителя цепи, гидрокомпенсаторов, привода насоса высокого давления и т.д. Данные проблемы являются причиной более серьезных заболеваний - поломок узлов двигателя.

Помимо масляной системы  автомобилей Nissan, обращать внимание следует и на топливную систему, и систему подачи воздуха.  Они отвечают за правильное образование топливо - воздушной смеси. Если одна из них работает некорректно (плохое распыление форсунок, дефицит наполнения цилиндра кислородом из-за уменьшения сечения воздушных каналов связанных с образованием отложений на их поверхности), это приводит к неполному окислению паров бензина и сгоранию топлива. Чтобы предотвратить преждевременный выход из строя деталей ДВС по этим причинам, дилерский центр озаботился тестированием профилактических решений и пригласил нас помочь им в освоении этой технологии.

Фото 1: Пробег

Фото 2: Двигатель

Для реализации этих планов, в самом начале зимы мы прибыли в один из дилерских центров Nissan в Москве, чтобы провести тестовое обслуживание автомобиля Nissan Qashqai с бензиновым двигателем объёмом 2 литра и с пробегом 20 377 км. Автовладелец ездит на ТС ежедневно на весьма небольшие расстояния - от дома до работы. Как он сказал: «Зимой даже не успеваю прогреться». И при таком незначительном пробеге, у владельца имеются достаточно серьезные претензии к ТС: повышенный расход топлива и плохая динамика разгона.

 Проблемы появились уже после проведения первого же ТО на 15тыс км. Средний расход  топлива составил 18л/100км. Казалось бы, при таком пробеге, проблем быть еще не должно, но автомобиль часто стоит в пробках, а эти простои с работающим двигателем у нас не учитываются. Постоянная работа двигателя в режиме холостого хода, остановки и старты, плохое прогревание и низкокачественный бензин, наряду с грязным городским  воздухом, который плохо фильтруется через быстро загрязняющийся фильтр – все это создает большое количество отложений. Они быстро накапливаются на поршнях в районе маслосъемных колец.

При  движении поршня вверх - вниз эти отложения постепенно перемещаются в область между поршнем и кольцом и выдавливают кольцо наружу. А это, вкупе с плохим обслуживанием автомобиля, может привести к быстрому износу колец и повышенному трению о внутреннюю поверхность цилиндра. Перед тем как приступить непосредственно к сервису, мы провели проверку двигателя диагностическим сканером. Как и ожидалось - коды ошибок отсутствовали, а текущие параметры укладывались в допустимые пределы.

Фото 3: Скрин - шот со сканера - без ошибок.

Фото 4 Параметры

Далее решили померить компрессию в цилиндрах. Процесс замера требует снятия впускного коллектора и дроссельного узла. Это дает возможность посмотреть в каком состоянии находится система впуска воздуха. На это потребовалось не более 15минут.

Фото 5 и 6: Отложения в дроссельном отсеке и во впускном коллекторе.

Результаты измерений преподнесли сюрпризы:

1- й цилиндр - 12,5; 2-й – 13; 4-й – 13, а вот в третьем цилиндре - 11,5, маловато будет.

Фото А: подключение компрессометра до проведения сервиса

Фото 7.1,2,3,4: Показания компрессометра до проведения сервиса (4 цилиндра).

Результатом диагностики стало выявление низкой компрессии в третьем цилиндре и наличие отложений во впускном тракте. Предполагаем, что повышенной расход вызван неравномерностью компрессии по причине наличия отложений на кольцах поршней и, возможно, на тарелках клапана. Решено было провести полный сервис автомобиля с помощью химического состава BG. Такой сервис включает в себя обслуживание следующих компонентов:

·       впускного тракта продуктом BG 206 – 2шт и BG 211 — 1шт.;

·       топливной системы (форсунки) продуктом BG 210 – 2шт; BG 211 — 1шт.;  2086 — 1шт в бак;

·       масляной системы продуктами BG 109 – 1шт., BG 110 – 1шт.;

·       датчика массового расхода воздуха продуктом BG 4073 – 1шт.

Задача сервиса: Восстановить и выровнить компрессию, удалить обнаруженный нагар во впускном тракте, провести общую очистку топливной системы.

Для восстановления компрессии, через масляную заливную горловину, заливаем в двигатель присадку BG109. Целью такой очистки является «раскоксовка» маслосъёмных колец и освобождение от нагара нижних компрессионных колец. К сожалению, на проверку наличия нагара на кольцах с помощью эндоскопа времени не хватило и мы решили использовать эту присадку, опираясь на собственный эмпирический опыт, конечно, предварительно согласовав решение с клиентом. В любом случае, это не может принести двигателю никакого вреда.

Фото 8: Заливаем присадку BG 109 с помощью специальной насадки.

Фото Д: отключаем предохранитель топливного насоса, чтобы он не работал в холостую, поскольку двигатель будет работать на химической смеси BG.

Для начала промываем топливную систему. Снимаем быстросъемное соединение в трубке топливоподачи перед рампой и подключаем к ней шланг от колбы через адаптер из  комплекта. Запускаем двигатель, выставляем давление воздуха на входе в колбу в 4,5 бара и оставляем двигатель поработать на холостых, пока не закончится жидкость. Как только последняя капля химии уходит в форсунки, двигатель глохнет сам. На этом промывка топливной системы окончена. На это ушло порядка 30 минут. Возвращаем все трубки на место.

Фото 9: Подключение колбы к двигателю  

После промывки топливной системы, приступаем к очистке воздушного тракта. Для этого у компании BG используется специальная форсунка с держателем для равномерного распыления химии на стенки дроссельной заслонки. Ранее мы пытались использовать китайские аналоги, но пришли к выводу, что максимальный эффект достигается именно с оригинальной деталью, поскольку равномерность распыления и дисперсия жидкости вкупе с углом распыла у нее оптимальны. 

Фото 10: Подключение к дросселю Фото Ж: подключение к дросселю.

Запускаем автомобиль на холостом ходе, держа педаль газа на 1500-2000 оборотах, чтобы приоткрыть заслонку, начинаем подавать жидкость во впускной тракт. Во время этого процесса вынимаем измерительный элемент датчика массового расхода воздуха, даем ему остыть и осматриваем. На нем ясно виден налет грязи. Обрабатываем его химией BG, чтобы снять оксидную плёнку, предварительно сняв резиновое уплотнение. И устанавливаем датчик на место. На этот сервис нам потребовалось еще минут 30-40.

Фото 11: Измерительный элемент ДМРВ Фото Е – как вынимаем из расходомера.

Теперь меняем масло. (Фото З)Старое сливаем, а перед заливкой нового, добавляем кондиционер масла BG110(Фото И и К) и доливаем новое масло до уровня. В бак заливаем BG 2086 для завершения промывки топливной системы во время эксплуатации. На этом все работы завершены, а мы готовы к подведению  итогов.

Подошло время проверить, какие изменения произошли в работе двигателя с помощью электроники. Для этого вновь подключаем сканер. Текущие параметры изменились не сильно, а вот замер компрессии произвел впечатление даже на хозяина автомобиля. После сервиса компрессия по цилиндрам стала: первый цилиндр – 14; второй – 13,5; четвертый – 13,5 и проблемный третий – 13.

Фото 12: Сканер

Фото 13: чистый коллектор

Фото 14.1,2,3,4: Компрессия после сервиса

Выводы:

Даже на автомобилях с небольшим пробегом возможны проблемы, связанные с естественным загрязнением впускной, масляной и топливной систем, что выражается в увеличении расхода топлива и появлении нежелательной нагрузки на внутренние компоненты без обязательного появления кодов ошибок. Особенно при эксплуатации в городском режиме. На проведения полного сервиса этих систем нам потребовалось не более 4-х часов. Улучшение компрессии было подтверждено с помощью сравнения измерений до и после проведенного сервиса.

Теперь об экономике. Стоимость жидкостей для клиента:

BG109(325мл) – 450руб, BG110(325мл)  – 590руб, BG210(325мл)  – 450руб х 2шт, BG211(325мл) - 575руб х 2шт, BG206(325мл)  – 505руб х 2шт, BG2086(177мл) – 870руб, итого: 4970рублей.

Стоимость нормо/часа в дилерском центре – 3000 рублей. Поэтому за проделанные работы клиент оплатил в кассу еще 12000 рублей, плюс стоимость фильтров, других расходников и масла.

Нам было интересно узнать, какие изменения при эксплуатации заметил владелец автомобиля и мы позвонили ему через неделю после проведения сервиса. По его словам,  при коротких поездах в предновогодних пробках, он заметил разницу в характере поведения ТС уже по дороге домой: двигатель работает мягче и плавнее, улучшилась реакция автомобиля на нажатие педали газа, а расход топлива понизился до 16литров/100км при эксплуатации в зимний период. Клиент уверенно готов повторить сервис во время следующего технического обслуживания.

Таким образом мы констатируем, что эксперимент по диагностике и промывке автомобиля с помощью химии BG прошёл удачно, а применение присадок и методик промывки BG помогло решить определенные проблемы в работе бензинового двигателя. Наиболее целесообразно применять такую чистку во время регулярного технического обслуживания. Ведь предупредить болезнь всегда проще и дешевле, чем лечить. Подобная методика имеет такое же значение для автомобиля, как регулярное посещение кабинета стоматолога в целях профилактики кариеса. Минздрав ведь не зря предупреждает. А когда вы там были в последний раз?  

Статья опубликована в журнале Автомобиль и Сервис (АБС) в январе 2017 года

Написать комментарий

Ваше Имя:


Ваш комментарий: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оценка: Плохо           Хорошо

Введите код, указанный на картинке: