Почему нельзя обучиться автодиагностике он-лайн?
Автодиагност – это самая востребованная специальность в современном автосервисе. Большинство сервисов, как независимых, так и дилерских, испытывают огромный недостаток квалифицированных кадров. Если с механиками вопрос решить можно, то качественного диагноста найти не просто. Еще сложнее удержать такого специалиста. Руководство СТО хочет получить сложившегося опытного сотрудника, поэтому охотно идёт на уступки, а зачастую потакает капризам ключевого специалиста. Ведь от качественно и быстро выполненной работы диагноста зависит не только выручка сервиса, точность заказа запчастей, процесс выполнения ремонта, но и лояльность клиентов.
Хотя история электронной диагностики и насчитывает уже более трех десятилетий, найти опытного диагноста всегда было не просто. Высокий спрос диктует правила рынку. Более того, мы наблюдаем снижение среднего уровня специалистов по диагностике автомобилей в последние 5-7 лет. Причина тому – появление новых более совершенных бортовых систем, которые могут с большей долей вероятности определить неисправность самостоятельно и создать в памяти своего модуля соответствующий код ошибки. Таким образом, из техцентров постепенно уходят специалисты «старой закалки», которые хорошо знали базовую теорию работы автомобильных систем и разбирались в физических и электрических процессах внутри автомобиля, постоянно использовали в работе осциллограф и/или мультиметр. На смену им приходит новое поколение, которое излишне сильно полагается на бортовую самодиагностику автомобиля и сканеры. В результате мы приходим к слепому поиску неисправностей «по кодам ошибок» и к замене компонентов «по кругу». Особенно сильно эта беда проявляется в небольших сервисах за пределами мегаполисов.
Снижению уровню компетенции специалистов способствует и повальное увлечение обучением «на диване» в последние два года. Мы ни в коем случае не выступаем против он-лайн курсов и вебинаров. Мы сами активно внедряли их в свой учебный план с начала пандемии. Но, пришли к двум неутешительным выводам:
- Обучиться с нулевого уровня автодиагностике по Интернету невозможно.
- Вовлеченность ученика в учебный процесс падает пропорционально времени он-лайн семинара, а преподаватель лично проконтролировать это не имеет возможности.
Таким образом, получается ситуация, когда прошедший он-лайн обучение курсант хорошо сдаёт все тестовые задания, но, подойдя к реальному автомобилю, продолжает делать выводы только исходя из полученных им кодов ошибок со сканера, игнорируя другие приёмы диагностики.
С началом пандемии многие образовательные организации стали пропагандировать интернет образование. Мы также влились в этот процесс, организовали создание некоторого количества учебных фильмов, стриминга обучения и вебинаров. В результате мы пришли к абсолютной уверенности в том, что он-лайн сессии можно прекрасно использовать для описания принципов работы новой системы, информирования о новом приборе и демонстрации его работы, уточнение какого-либо аспекта диагностики определенной проблемы. Но фундаментально обучиться навыкам поиска неисправностей в автомобилях через экран компьютера невозможно, особенно без какого-либо опыта работы в автосервисе. Почему это происходит? Давайте разбираться!
На основе нашего двухлетнего опыта мы столкнулись с тремя главными проблемами обучения через Интернет:
- Вопрос концентрации ученика на предмете в процессе занятия.
Когда группа работает в классе, то ученику ничего не даёт отвлечься от темы урока. Группы у нас не большие, телефоны выключаются, преподаватель излагает материал презентации, совмещая его с работой по учебнику и на тренажере. Поспать на задней парте просто не удаётся. Дома мы не можем воссоздать такое состояние: звонки родственников или коллег, что-то интересное в смартфоне отнимает внимание, кот мешается под ногами и так далее. Через какое-то время картинку на экране смотреть просто становится скучно и постепенно внимание начинает рассеиваться. Именно поэтому он-лайн занятия редко превышают 1,5 часа. Так можно выучить иностранный язык, разобраться в коде программирования, получить MBA. То есть, овладеть знаниями для приобретения которых время вторично, а ручного созидательного труда минимум.
Наши уроки проходят ежедневно, включая субботу и праздничные дни. Одна тема может занять несколько часов теории и должна быть подкреплена практикой. Одно дело - смотреть как готовят вкусный пирог по телевизору, другое – приготовить его вместе с поваром и почувствовать вкус того, каким он должен быть в идеале. Причем работа в группе не даёт возможности отвлекаться на другие вопросы, как это происходит дома.
- Отсутствие контакта с преподавателем
Несмотря на то, что современные он-лайн платформы предоставляют интерактивное общение, на деле, чтение вопроса, а главное процесс печати вопросов на клавиатуре – это мучительное занятие. У нас был опыт проведение семинара для довольно большой группы. Сам семинар занял не очень длительное время, но вот тайминг ответов на вопросы превысил время этого семинара. В результате многие вопросы были просто пропущены в быстро меняющейся ленте и не были отвечены. Преподаватель так и не понял, принят ли его ответ или что-то не понятно. А кто-то вообще и не стал задавать никаких вопросов, потому что просто неудобно печатать на смартфоне.
В классе ситуация абсолютно другая. Преподаватель может сразу понять только по глазам ученика, усвоена ли тема или нет. Вопросы задаются голосом и ответы следуют мгновенно. Производительность процесса многократно увеличивается.
- Отсутствие практики
К сожалению, овладеть автодиагностикой невозможно без практики. Можно часами смотреть как гончар из глины лепит кувшин. Вряд ли кто-то повторит процесс его создания без того, чтобы наставник показал, как правильно держать материал, где нажимать и как он ощущается тактильно. Можно бесконечно смотреть как человек учится водить автомобиль, но, сев за руль, никто не сможет сдвинуться и поехать сразу. Также и в автодиагностике. Все надо потрогать своими руками. Самим подключиться, выбрать правильное меню, настроить осциллограф, ощутить как меняется поведение блока управления в ответ на нажатие педали.
Вот и получается, что ученик, прошедший он-лайн курс, прекрасно может рассказать как, например, устроена дизельная форсунка, ответить правильно на все вопросы в тесте по электрике, без запинки повторить процедуру стратегии поиска неисправности. Но при подходе к клиентскому авто он же впадает в ступор и снова «скатывается» к банальной проверке ошибок с дальнейшей подменой компонентов пока симптом проблемы не уйдет. Это именно то, против чего мы боремся. И, не смотря на прекрасную коммерческую доходность он-лайн курсов по автодиагностике, для нас во главу угла ставится КАЧЕСТВО получения навыков студента, который прошел наши курсы.
Магия автодиагностики заключается в том, что одни и те же симптомы неисправности могут иметь разную причину, а одинаковые проблемы на разных автомобилях могут проявляться по-разному. Некоторые он-лайн курсы, в которых мы участвовали, стараются давать «дорожную карту» или пошаговые инструкции по автодиагностике. Но в реальной жизни это в большинстве случаев не работает. Поэтому мастерство диагностики сродни ремеслу цеховых мастеров, когда в процессе обучения мастер постоянно взаимодействует с учеником и передаёт ему свои знания, проверяет, как конкретный человек их усвоил и будет ли он готов к самостоятельному анализу проблемы без работы по шаблону. Иными словами, мы не учим людей наживать кнопки в определенной последовательности и с нужными интервалами. Мы учим людей анализировать ситуацию, знать, какие данные нужны, уметь извлекать их и, самое главное, – учим думать и делать правильные, безошибочные выводы. Вне связи с типом оборудования или марки автомобиля. При этом мы всячески поддерживаем проведение коротких он-лайн семинаров описательного характера, ведь они полезны любому специалисту для повышения своей квалификации.
История нашей школы диагностов ИНЖЕКТОРКАР насчитывает уже почти 20 лет. Программа, которая регулярно дополняется под современные требования, создана таким образом, чтобы окончивший даже базовый курс специалист был готов работать с любыми марками и любыми приборами, которые могут быть у его работодателя. Он должен прекрасно разбираться в физических процессах агрегатов, понимать с чего начать диагностику и какой результат он должен получить. Для этого мы разработали специальную методику, когда курсанты «обкатывают» большинство неисправностей бензиновых и дизельных ДВС на тренажерах, а после сдачи теста по теоретической части вместе с преподавателем начинают практиковаться на реальных автомобилях, обретая мастерство на реальных неисправностях в ремзоне крупного автотехцентра. Они могут пощупать все своими руками, применить полученные навыки не виртуально, а на настоящих клиентских автомобилях, без страха что-то испортить или усугубить проблему. Задача преподавателя на этом этапе определить степень готовности ученика и устранить пробелы. В результате через три недели обучения мы получаем специалиста, готового к работе самостоятельно или, как минимум, помощником диагноста.
За прошедшие годы мы воспитали тысячи потенциальных кадров для СТО. Кто-то понял, что диагностика не для него и не остался в специальности. Распознать способности – тоже входит в задачи наших преподавателей. Может кому-то не дано быть диагностом, но он отлично проявляет себя в коммуникации и прирожденный мастер-приёмщик! Многие наши выпускники успешно работают самостоятельно или в штате ведущих СТО страны. Они становятся призерами общероссийских конкурсов и даже занимают на них первые места! Наши двери открыты для всех, кто увлекается сложным делом поиска неисправностей, не боится трудностей и хочет получить новую высокооплачиваемую специальность.
Администрация Школы Диагностов ИНЖЕКТОРКАР
Написать комментарий
Ваше Имя:Ваш комментарий: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
Оценка: Плохо Хорошо
Введите код, указанный на картинке: