Последние записи
ВЕБИНАР: Мифы об Автосканерах 25 мая
За долгие годы нашей работы мы встречаем одни и те же, порой нелепые вопросы и убеждения потенциальных покупателей. За то время, пока сканеры входили в обязательное оснащение автосервисов, они обро..
ВЕБИНАР: Стратегия Автодиагностики: 10 Шагов
Приглашаем всех желающих на бесплатный Вебинар "10 Шагов Стратегии Автодиагностики", который мы проведём 27 апреля в 12:00 по московскому времени. Многие начинающие и даже опытные диагнос..

Оборудуем диагностический пост : выбор сканера

Оборудуем диагностический пост : выбор сканера

Оборудуем диагностический пост: выбор сканера

На рынке диагностического оборудования на данный момент представлен достаточно большой выбор сканеров. Начиная от крупных мировых брендов, кончая дешевыми китайскими подделками.

Как не ошибиться в выборе данного прибора и не потратить лишних денег, купив что не нужное? А так же как не пройти мимо действительно необходимого в работе современного автосервиса оборудования? Готовых рецептов, увы, не существует.… Каждый  автосервис при приобретении оборудования должен исходить  из своего  рынка обслуживаемых автомобилей и своих финансовых возможностей. Какую прибыль даст автосервису приобретение этого прибора и на что следует обратить внимание при его выборе?

Прежде, чем начать поиск в Интернете, давайте попробуем разобраться, «сканер» - для чего он нужен и  какие функции он выполняет. Впервые сканеры появились при появлении  систем бортовой самодиагностики OBD еще в 1980 году. Первыми их стал применять  General Motors  для отбраковки неисправных автомобилей еще на стадии производства.  Что  собой представляла в то время весьма несовершенная система OBD  и более современная система OBD2,  мы рассмотрели в предыдущих статьях («Оборудуем диагностический пост» и «Сканер и система бортовой самодиагностики»). Немного повторимся. Электронный блок управления (ЭБУ) находит отклонения в работе узлов и агрегатов и записывает в своей памяти характеризующие их параметры. Задача сканера, как устройства отображения информации – вывести на дисплей эти параметры.

Сразу разберем типичные заблуждения, связанные с его выбором и приобретением:

Заблуждение 1:« Я куплю самый дорогой сканер, и он сразу укажет на дефект в автомобиле»

Увы, это не так. Сканер – всего лишь устройство отображения информации. Анализ проводит человек.

 Заблуждение 2: «Сканер, который я купил  – плохой! У меня в автомобиле не работает отопитель, а он не дает кодов ошибок!»

Причина проста – ваш отопитель не охвачен системой бортовой самодиагностики. Ни один из блоков управления не «видит» отказов в этой системе. А сканер отображает  только ту информацию, которую они ему дают.

Какие проблемы возникают при подключении сканера к автомобилю?

 Автомобиль должен иметь специальный диагностический разъем.

 Стандартом OBD тип данного разъема оговорен не был. Каждому производителю разрешалось иметь свой тип.

Стандартом OBD2, действующим с 1996 года в США и ЕOBD2 с 2001 года в странах Европейского Сообщества предписывался единый тип диагностического разъема.

Требование к сканеру №1:

Если в ваш сервис будут обращаться автомобили «преклонного возраста», не имеющие стандартного разъема OBD2  - вам необходимо иметь комплект переходников для подключения к ним.

Если вы будете работать с  современными автомобилями, поддерживающие стандарт OBD2, то они оборудованы стандартным 16-пиновым диагностическим разъемом по стандарту SAE J1962. Этот стандарт  регламентирует следующий вид и расположение контактов:

Питание и массы:

Контакт 4 и 5 – Chassis Ground (масса кузова) и Signal Ground  (масса двигателя - «нули» датчиков).

Контакт 16 («Battery» -напряжение АКБ) – питание для сканера.

Информационные линии передачи данных:

Контакт 2 и10 - по стандарту J1850

Контакт 7 и 15 –по стандарту ISO 9141-2 (K-L линия).

Контакты 6 и 14 - по стандарту J2284 (CAN-шина)

Контакты 1 и 9 - по стандарту J2411 (CAN-шина)

Неопределенные контакты:

Контакты № 3,8,11,12,13– стандартом не регламентируются, и производитель может их использовать по своему усмотрению.

Особое внимание обратим на неопределенные контакты. Часть различных систем (такие, как ABS, TRC, EPS и прочие) у разных производителей могут выводиться именно на них. Несмотря на применение стандартного диагностического разъема, возможна ситуация, когда часть систем автомобиля сканером не отображается из-за отсутствия  в нем необходимых контактов. Ведущие производители сканеров решают эту проблему путем создания  переходников, поддерживающих вышеуказанные протоколы. Производители  дешевых «клонов» даже не догадываются о существовании такой проблемы.

Для примера, на фото показан один из новейших сканеров линейки Carman Scan  с набором переходников. Сканеры этого производителя до сих пор  являются  одними из ведущих по автомобилям азиатского и европейского рынка по ряду параметров (в т.ч. и по наличию переходников).

В составе другого современного сканера G-Scan2, способного работать с самыми современными автомобилями, мы так же видим достаточно большой набор переходников.

Но проблемы «вычитывания» сканером информации с блока не ограничивается только диагностическим разъемом и расположением контактов в нем. Основная проблема на данный момент заключается в том «языке», на котором «разговаривает» блок управления. Этот компьютерный язык носит название «протокол обмена». Стандартом OBD структура кодовой посылки оговорена не была. Каждому производителю давалось право выбирать свой протокол. И сканеры (устройства для связи) тут же разделились на 2 типа:

  1. Дилерские сканеры.

Разработчик программного обеспечения (ПО) блока управления одновременно разрабатывает и ПО для сканера, который будет с ним связываться. Поэтому, только дилерские сканеры способны вывести информацию из  блока управления  в полном объеме, а так же осуществить все необходимые сервисные функции.  Но поскольку разработчик  не имеет доступа к ПО других производителей,  связаться с автомобилями других марок дилерский сканер не может.

Приобретение дилерского сканера требуется в обязательном порядке для авторизированных дилерских центров. Для независимых автосервисов экономически оправдано только в случае большого потока автомобилей одной марки.

2. Мультимарочные сканеры.

В идеале, должны иметь полный набор протоколов обмена всех производителей, и способны связаться с любым автомобилем. В реале эта задача является недостижимой. Вспомним афоризм  Козьмы Пруткова: « Нельзя объять необъятное»! Каждый мультимарочный сканер имеет в своем программном обеспечении ограниченный набор протоколов: на одни автомобили они есть, на другие – нет. С одними машинами связывается, с другими нет. Те протоколы, которые заложены в сканер, носит название «Зона покрытия».

Но в конце 90-х окончательно был внедрен стандарт  OBD2. Данный стандарт подразумевал единые диагностический разъем, протоколы обмена и обязательные функции, выводимые блоком и читаемые сканером. Отныне любой сканер мог связаться с любым автомобилем по стандартным протоколам.

Если наличие единого разъема и обязательные функции производителями были восприняты спокойно, то единые протоколы обмена нанесли очень серьезный удар по монополии производителей на свое  программное обеспечение.  И все производители программного обеспечения  блоков управления ввели в них 2 протокола обмена: единый стандартный протокол OBD2, и сохранили свои собственные  заводские. Таким образом, любой блок управления может передавать информацию,  как по стандартным протоколам, так и по заводским. Поскольку стандарт OBD2 направлен на контроль над экологическими параметрами, вывод информации о системах, на экологию не влияющих не предусматривался. Полная информация по всем системам выводиться по заводским протоколам. Так что вопрос «зоны покрытия»  является основополагающим при выборе сканера.

Требование к сканеру №2:

При выборе сканера обращаем основное внимание на его  зону покрытия. И не надо строить иллюзий, что она покроет весь земной шар. Есть смысл ограничиться вашим регионом и теми автомобилями, которые будет обслуживать ваш автосервис.

Требование к сканеру №3:

Цена.

Как и цена любой компьютерной техники, она складывается из стоимости аппаратной части и стоимости программного обеспечения. Причем на долю последнего приходиться большая часть стоимости прибора в целом.

Ведущие производители сканеров приобретают лицензионное программное обеспечение непосредственно у производителей автомобилей, что оказывает существенное влияние на конечную цену. Но зато дает гарантию правильного выполнения всех заложенных функций и не может нанести ущерба автомобилю. Производители клонов пользуются пиратским программным обеспечением. Это позволяет им резко снизить цену на свои приборы, но не гарантирует правильное их функционирование. А так же не гарантируется, что автомобилю не будет нанесен ущерб.

При выборе: дешевый клон или дорогой оригинал, есть смысл оценить:

  1. Стоимость оборудования и ваши финансовые возможности.
  2. Планируемый объем выполняемых работ.
  3. Ценовой уровень обслуживаемых вашим автосервисом автомобилей.
  4. Убытки сервиса от невозможности выполнить ту или иную работу с последующим падением репутации при использовании дешевого оборудования и инструмента.
  5. «Цена ошибки» при использовании неграмотно скопированного программного обеспечения в случае нанесения ущерба клиенту.

Требование к сканеру №4:

Гарантии и обновления.

Поинтересуйтесь у продавца  возможностью обновления  (т.е. добавление протоколов на вновь появляющиеся автомобили) и о технической поддержке приобретаемого вами оборудования. Покупка дорогостоящих приборов в  фирмах-однодневках чревата в дальнейшем крупными финансовыми потерями.

Данные советы взяты из практики комплектования диагностического поста нашего автомобильного техцентра. Мы охотно делимся своим опытом -  возможно, он так же поможет и вам не совершать ошибок при приобретении оборудования и будет способствовать улучшению работы вашего автосервиса.

Рязанов Федор

Преподаватель Школы Диагностов «Инжекторкар»

Написать комментарий

Ваше Имя:


Ваш комментарий: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оценка: Плохо           Хорошо

Введите код, указанный на картинке: