Оборудуем диагностический пост : выбор сканера
Оборудуем диагностический пост: выбор сканера
На рынке диагностического оборудования на данный момент представлен достаточно большой выбор сканеров. Начиная от крупных мировых брендов, кончая дешевыми китайскими подделками.
Как не ошибиться в выборе данного прибора и не потратить лишних денег, купив что не нужное? А так же как не пройти мимо действительно необходимого в работе современного автосервиса оборудования? Готовых рецептов, увы, не существует.… Каждый автосервис при приобретении оборудования должен исходить из своего рынка обслуживаемых автомобилей и своих финансовых возможностей. Какую прибыль даст автосервису приобретение этого прибора и на что следует обратить внимание при его выборе?
Прежде, чем начать поиск в Интернете, давайте попробуем разобраться, «сканер» - для чего он нужен и какие функции он выполняет. Впервые сканеры появились при появлении систем бортовой самодиагностики OBD еще в 1980 году. Первыми их стал применять General Motors для отбраковки неисправных автомобилей еще на стадии производства. Что собой представляла в то время весьма несовершенная система OBD и более современная система OBD2, мы рассмотрели в предыдущих статьях («Оборудуем диагностический пост» и «Сканер и система бортовой самодиагностики»). Немного повторимся. Электронный блок управления (ЭБУ) находит отклонения в работе узлов и агрегатов и записывает в своей памяти характеризующие их параметры. Задача сканера, как устройства отображения информации – вывести на дисплей эти параметры.
Сразу разберем типичные заблуждения, связанные с его выбором и приобретением:
Заблуждение 1:« Я куплю самый дорогой сканер, и он сразу укажет на дефект в автомобиле»
Увы, это не так. Сканер – всего лишь устройство отображения информации. Анализ проводит человек.
Заблуждение 2: «Сканер, который я купил – плохой! У меня в автомобиле не работает отопитель, а он не дает кодов ошибок!»
Причина проста – ваш отопитель не охвачен системой бортовой самодиагностики. Ни один из блоков управления не «видит» отказов в этой системе. А сканер отображает только ту информацию, которую они ему дают.
Какие проблемы возникают при подключении сканера к автомобилю?
Автомобиль должен иметь специальный диагностический разъем.
Стандартом OBD тип данного разъема оговорен не был. Каждому производителю разрешалось иметь свой тип.
Стандартом OBD2, действующим с 1996 года в США и ЕOBD2 с 2001 года в странах Европейского Сообщества предписывался единый тип диагностического разъема.
Требование к сканеру №1:
Если в ваш сервис будут обращаться автомобили «преклонного возраста», не имеющие стандартного разъема OBD2 - вам необходимо иметь комплект переходников для подключения к ним.
Если вы будете работать с современными автомобилями, поддерживающие стандарт OBD2, то они оборудованы стандартным 16-пиновым диагностическим разъемом по стандарту SAE J1962. Этот стандарт регламентирует следующий вид и расположение контактов:
Питание и массы:
Контакт 4 и 5 – Chassis Ground (масса кузова) и Signal Ground (масса двигателя - «нули» датчиков).
Контакт 16 («Battery» -напряжение АКБ) – питание для сканера.
Информационные линии передачи данных:
Контакт 2 и10 - по стандарту J1850
Контакт 7 и 15 –по стандарту ISO 9141-2 (K-L линия).
Контакты 6 и 14 - по стандарту J2284 (CAN-шина)
Контакты 1 и 9 - по стандарту J2411 (CAN-шина)
Неопределенные контакты:
Контакты № 3,8,11,12,13– стандартом не регламентируются, и производитель может их использовать по своему усмотрению.
Особое внимание обратим на неопределенные контакты. Часть различных систем (такие, как ABS, TRC, EPS и прочие) у разных производителей могут выводиться именно на них. Несмотря на применение стандартного диагностического разъема, возможна ситуация, когда часть систем автомобиля сканером не отображается из-за отсутствия в нем необходимых контактов. Ведущие производители сканеров решают эту проблему путем создания переходников, поддерживающих вышеуказанные протоколы. Производители дешевых «клонов» даже не догадываются о существовании такой проблемы.
Для примера, на фото показан один из новейших сканеров линейки Carman Scan с набором переходников. Сканеры этого производителя до сих пор являются одними из ведущих по автомобилям азиатского и европейского рынка по ряду параметров (в т.ч. и по наличию переходников).
В составе другого современного сканера G-Scan2, способного работать с самыми современными автомобилями, мы так же видим достаточно большой набор переходников.
Но проблемы «вычитывания» сканером информации с блока не ограничивается только диагностическим разъемом и расположением контактов в нем. Основная проблема на данный момент заключается в том «языке», на котором «разговаривает» блок управления. Этот компьютерный язык носит название «протокол обмена». Стандартом OBD структура кодовой посылки оговорена не была. Каждому производителю давалось право выбирать свой протокол. И сканеры (устройства для связи) тут же разделились на 2 типа:
- Дилерские сканеры.
Разработчик программного обеспечения (ПО) блока управления одновременно разрабатывает и ПО для сканера, который будет с ним связываться. Поэтому, только дилерские сканеры способны вывести информацию из блока управления в полном объеме, а так же осуществить все необходимые сервисные функции. Но поскольку разработчик не имеет доступа к ПО других производителей, связаться с автомобилями других марок дилерский сканер не может.
Приобретение дилерского сканера требуется в обязательном порядке для авторизированных дилерских центров. Для независимых автосервисов экономически оправдано только в случае большого потока автомобилей одной марки.
2. Мультимарочные сканеры.
В идеале, должны иметь полный набор протоколов обмена всех производителей, и способны связаться с любым автомобилем. В реале эта задача является недостижимой. Вспомним афоризм Козьмы Пруткова: « Нельзя объять необъятное»! Каждый мультимарочный сканер имеет в своем программном обеспечении ограниченный набор протоколов: на одни автомобили они есть, на другие – нет. С одними машинами связывается, с другими нет. Те протоколы, которые заложены в сканер, носит название «Зона покрытия».
Но в конце 90-х окончательно был внедрен стандарт OBD2. Данный стандарт подразумевал единые диагностический разъем, протоколы обмена и обязательные функции, выводимые блоком и читаемые сканером. Отныне любой сканер мог связаться с любым автомобилем по стандартным протоколам.
Если наличие единого разъема и обязательные функции производителями были восприняты спокойно, то единые протоколы обмена нанесли очень серьезный удар по монополии производителей на свое программное обеспечение. И все производители программного обеспечения блоков управления ввели в них 2 протокола обмена: единый стандартный протокол OBD2, и сохранили свои собственные заводские. Таким образом, любой блок управления может передавать информацию, как по стандартным протоколам, так и по заводским. Поскольку стандарт OBD2 направлен на контроль над экологическими параметрами, вывод информации о системах, на экологию не влияющих не предусматривался. Полная информация по всем системам выводиться по заводским протоколам. Так что вопрос «зоны покрытия» является основополагающим при выборе сканера.
Требование к сканеру №2:
При выборе сканера обращаем основное внимание на его зону покрытия. И не надо строить иллюзий, что она покроет весь земной шар. Есть смысл ограничиться вашим регионом и теми автомобилями, которые будет обслуживать ваш автосервис.
Требование к сканеру №3:
Цена.
Как и цена любой компьютерной техники, она складывается из стоимости аппаратной части и стоимости программного обеспечения. Причем на долю последнего приходиться большая часть стоимости прибора в целом.
Ведущие производители сканеров приобретают лицензионное программное обеспечение непосредственно у производителей автомобилей, что оказывает существенное влияние на конечную цену. Но зато дает гарантию правильного выполнения всех заложенных функций и не может нанести ущерба автомобилю. Производители клонов пользуются пиратским программным обеспечением. Это позволяет им резко снизить цену на свои приборы, но не гарантирует правильное их функционирование. А так же не гарантируется, что автомобилю не будет нанесен ущерб.
При выборе: дешевый клон или дорогой оригинал, есть смысл оценить:
- Стоимость оборудования и ваши финансовые возможности.
- Планируемый объем выполняемых работ.
- Ценовой уровень обслуживаемых вашим автосервисом автомобилей.
- Убытки сервиса от невозможности выполнить ту или иную работу с последующим падением репутации при использовании дешевого оборудования и инструмента.
- «Цена ошибки» при использовании неграмотно скопированного программного обеспечения в случае нанесения ущерба клиенту.
Требование к сканеру №4:
Гарантии и обновления.
Поинтересуйтесь у продавца возможностью обновления (т.е. добавление протоколов на вновь появляющиеся автомобили) и о технической поддержке приобретаемого вами оборудования. Покупка дорогостоящих приборов в фирмах-однодневках чревата в дальнейшем крупными финансовыми потерями.
Данные советы взяты из практики комплектования диагностического поста нашего автомобильного техцентра. Мы охотно делимся своим опытом - возможно, он так же поможет и вам не совершать ошибок при приобретении оборудования и будет способствовать улучшению работы вашего автосервиса.
Рязанов Федор
Преподаватель Школы Диагностов «Инжекторкар»
Написать комментарий
Ваше Имя:Ваш комментарий: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
Оценка: Плохо Хорошо
Введите код, указанный на картинке: