Последние записи
ВЕБИНАР: Мифы об Автосканерах 25 мая
За долгие годы нашей работы мы встречаем одни и те же, порой нелепые вопросы и убеждения потенциальных покупателей. За то время, пока сканеры входили в обязательное оснащение автосервисов, они обро..
ВЕБИНАР: Стратегия Автодиагностики: 10 Шагов
Приглашаем всех желающих на бесплатный Вебинар "10 Шагов Стратегии Автодиагностики", который мы проведём 27 апреля в 12:00 по московскому времени. Многие начинающие и даже опытные диагнос..

Уве Росс: человек со статусом БОГ.

Уве Росс: человек со статусом БОГ.

Уве Росс. Человек со статусом БОГ.

Сегодня в мире мало диагностических приборов, которые получили статус культовых. Причем не только в отдельно взятой стране, как, например, в «русском мире» осциллограф Владимира Постоловского, а глобально. Наверное, с большой долей вероятности, к таким приборам можно отнести английский PICO SCOPE, который, как в Европе, так и за океаном, ассоциируется с имиджем настоящего профессионала. Но, все-таки, за этим брендом стоит хоть и серьезная, но размытая и внешне безликая компания, которая состоит из кучи менеджеров, инженеров и тестировщиков. При всех технологических преимуществах у неё нет той доли харизмы, которая объединяет владельцев оборудования в последователей-евангелистов, а почитание технологии возводится до уровня религиозного поклонения. Конечно, любой культ строиться вокруг личности. Apple вряд ли бы добился сегодняшнего уровня популярности без Стива Джобса. Тесла была одной из многих производителей электрокаров, пока Илон Маск не «зарядил» батареи бизнеса своей энергией, создав культ из довольно посредственного, на мой взгляд, изделия.

В диагностическом мире подобных примеров найти невозможно. Жизненный путь сканеров короткий. Технологии слишком быстро сменяют друг друга. Лидеры прошлого, как, например, Carmanscan 1 или VG64 не смогли получить статус культа, хотя были близки. Отец-основатель корейской компаний выбрал деньги, а не статус гуру, и продал компанию, а новые владельцы уже не ставят столь высоких целей. Да и личности исторического масштаба создать уже не смогут. Не стоит забывать, что в отличие от гаджетов и других потребительских товаров, задача диагностического прибора – не показывать статус удачной жизни владельца, а зарабатывание денег автосервису. Поэтому, кроме легендарного ореола создателя и непререкаемости авторитета, промышленное изделие должно обладать продолжительной жизнью на рынке и высочайшим уровнем как железного, так и софтверного качества. Этот симбиоз, вкупе с личным вовлечением создателя в процесс разработки, производства, дизайна и послепродажного обслуживания клиентов, создает именно то, что в словарях называется «религиозное или нерелигиозное поклонение предмету или человеку». В случае с VCDS для диагностики автомобилей VAG это верно в обоих значениях. Диагностика Volkswagen и Audi прочно ассоциируется с программой VCDS и ее автором, американским немцем Уве Россом, который в этом месяце отмечает свой день рождения и уже 20 лет руководит компанией Ross-Tech.      

Когда несколько лет назад мы получили дилерство Ross-Tech, я посетил европейскую дилерскую конференцию Ross-Tech. Я был готов к привычным мне презентациям с описаниями неисправностей в новых системах VAG и примерами как VCDS удачно их решает. Но в тот день, находясь среди делегатов, я впервые ощутил себя участником секты. В хорошем смысле этого слова. Не подумайте ничего плохого. Участники не делились воспоминаниями о том, как VCDS вылечил от депрессии или повысил мощность двигателя после приложения прибора к капоту. Приборы не мироточили, и вокруг головы Уве Росса не светился нимб. Но, все-таки, обсуждаемые в зале материи были в то время для меня необычны. Во-первых, почти все локальные дистрибьютеры VCDS сами диагносты и работают в сервисах. Во-вторых, почти все они имеют навыки программистов и принимают активное участие в разработке и тестировании программы. В-третьих, они также преданы немецкому автомобильному концерну и очень хорошо разбираются в схемотехнике его блоков управления. Почти все два часа учебной сессии мы обсуждали особенности извлечения файлов-лейблов из процессоров, их анализу и новому протоколу диагностики VAG. При этом, я так понял, что речь шла о возможностях получения такой информации из блоков управления, о которой не задумывается даже их разработчик.

Вовлеченность пользователей в доработку функционала программы и большая армия энтузиастов, прежде всего в США и в Европе, позволила Уве Россу создать практически идеальный прибор для диагностики автомобилей VAG, и одновременно ничуть не испортить отношения с дилерскими центрами Audi, Skoda, Volkswagen. Последние и сами не прочь отложить дилерский ODIS и провести диагностику или кодирование быстро и эффективно с помощью интерфейса HEX NET и программы VCDS. Количеству заказов, поступающих нам из дилерских центров немецких марок я был немало удивлен, поначалу считая, что нашими клиентами будут исключительно продвинутые диагносты, который переросли уровень клонов и подделок.

Кстати, о контрафакте… Невообразимое количество китайских, индийских, белорусских и других подделок, клонов и имитаций только поддерживает культовый образ прибора. Поскольку взлом кода программы и продажа ее со своим интерфейсом не позволяют владельцу использовать полный функционал оригинала. А после появления современных интерфейсов HEX V2 и HEX-NET позади наконец-то остался и чисто воровской проект «Вася Диагност» в рамках которого отечественные талантливые хакеры направили свои навыки не на реверсный инжиниринг автомобилей VAG, а на взлом кода программы Уве и банальное удаление слова «VCDS» из меню программы. Однако усовершенствованная криптография новейших интерфейсов не позволяет Васе воспроизводить оригинал и в последнее время мы получаем большое количество звонков несчастных пользователей Васи, которые хотели аналог VCDS подешевле, но на деле получили имитацию, не пригодную для работы с современными платформами. Я не однократно обсуждал с Уве вопрос повышения защиты программы. Но Росс смотрит на этот вопрос философски. С одной стороны, он не хочет поднимать стоимость сканера, с другой считает, что пользователь сам должен прийти к той точке, когда работать с подделкой становится морально невыносимо. Он ценит именно энтузиастов и хочет видеть именно их среди своих пользователей. А это могут быть лишь реально увлеченные диагностикой VAG люди.

Но как же Уве Россу, немцу-эмигранту, получилось добиться сегодняшнего статуса «БОГ» в автодиагностике? Разобраться в этом не просто. Уве не медийный человек. Он не ведет блогов и Инстаграмма, крайне редко даёт интервью, практически не появляется на мероприятиях и не любит самолеты. Поэтому в Европе бывает редко. Увидеться с ним сложно, он не склонен выдавать информацию. Единственно, где Уве активен – это форум Ross-Tech, где любой пользователь может задать ему вопрос и получит ответ от «самого Уве». Форум – основной канал доступа. При этом Росс не разделяет своих клиентов и одинаково подробно инструктирует как энтузиаста-владельца Амарока из Кентукки, так диагноста-гаражника из Рязани. Только спрашивайте на английском. Ну в крайнем случае на немецком, который Уве еще, кстати, не совсем забыл. Мне по крупицам и отрывкам редких интервью удалось составить пазл-картину, как все начиналось.                                         

В этом году мы празднуем 20 лет с того момента как первая платформа VCDS (тогда еще VAG-COM) появилась на свет. Идея его создания возникла у Уве Росса еще в середине 90-х. Уве родился во Фрайбурге в Западной Германии и в 60-х годах будучи еще ребенком переехал с семьёй в Штаты, где в начале 70-х поступил в Университет Пенсильвании, чтобы выучиться на инженера. В этом учебном заведении Уве знакомится со своей будущей супругой Линдой, которая полностью разделила его страсть к бренду VW. Будучи выходцем из Германии, Уве всегда питал слабость к немецкому автопрому (первый фольц был куплен молодой семьёй еще в 1982 году), но всю первую половину своей жизни занимался физикой и разработкой программного обеспечения в отличной от автопрома области.

Так сложилось, что в далеком 1999 Уве искал прибор для диагностики своего любимого VW GTi 97 года. Машине требовалось диагностика. Уве хотел сделать ее самостоятельно, но не мог найти подходящего прибора. По цене и по возможностям. Возможностей дешевой читалки протокола ОБД-2 было не достаточно для проведения нужной диагностики, а дилерский сканер в то время был слишком дорогой игрушкой. Уве привык возиться со своими машинами сам. Карбюраторные системы и примитивная ходовая часть, отсутствие умной электроники на моделях VAG 80-х позволяли ограничиваться только мультиметром. Однако новое поколение впрысковых двигателей с системами управления Bosch ставило в тупик диагностов не только в США, но и в нашей стране. Здесь уже был 2+2 разъём под капотом в коробке предохранителей и требовался прибор, который мог общаться с модулем двигателя.     

Тогда Уве обратился к мультимарочным сканерам и потестировал несколько приборов. Некоторые из них были неплохие, но все-таки их производители не обращали пристального внимания к свежим автомобилям и глубокой диагностики не предоставляли. Это не устраивало Уве, ведь немецкий менталитет требовал поиска идеала в любом техническом решении. Развитие универсальной диагностики автомобилей VAG в то время ограничивала европейская модель ведения бизнеса в США, которую проповедовали дилеры Audi и Volkswagen. Они проявляли раздражение и недовольство, когда их автомобили обслуживались в независимых автосервисах. Система диагностики по блокам данных и необходимость использовать кодировки для выполнения команд с диагностического устройства ставили стену между автомобилями и мультимарочными сервисами. В то время интернет еще не был так насыщен видео материалами и доступными базами данных, как сейчас. Информацию о том, как работать с машинами и чем, достать было практически невозможно. По сути, это было "золотое время" для Volkswagen AG в Америке. Автомобили продавались превосходно и были накрепко "прикованы" к дилерским центрам. До «дизельгейта» было еще далеко.   

Будучи опытным инженером и разработчиком, Уве по выходным и вечерами занимался созданием прибора, который можно было подключить к автомобилю и связать с персональным компьютером, чтобы управлять программным обеспечением с его экрана. Так получилось, что супруга Уве стала основным добытчиком в семье, занимая серьезную позицию в известной софтверной компании. Работа требовала полного погружения и хорошо оплачивалась. Тогда Уве сконцентрировался на семейных делах и больше времени стал проводить дома, воспитывая малолетних детей. Это позволило уделять больше внимания любимому делу, копаясь с блоком управления в своем кабинете, время от времени участвуя в слетах фанатов Гольфа и любительских ралли.

Методом анализа Уве подбирал протоколы коммуникации и, наконец, получил данные с ошибками и параметрами с блока от своей машины! Дилерский прибор VAG1551 (или «мыльница») был крайне неудобен для работы со своим небольшим двухстрочным монохромным экраном, который предопределит «блоковую» систему диагностики VAG на многие годы. Но это тема отдельной статьи. Идея Уве была революционна для того времени – превратить персональный компьютер в полноценный инструмент диагностики. Его аргументы были просты – у ПК больше экран и можно сделать удобное меню, процессор компьютера мощнее и обрабатывает полученную информацию быстрее. Более того, вскоре Уве понял, что модули Bosch позволяют извлекать гораздо больше информации, чем это делает ваговская «мыльница».

Однако, разработка и внедрение серьезного коммерческого проекта и увлечение электроникой и программированием мало совместимы. Для создания качественного "железа" и быстрой разработки интерфейса и готового программного продукта для всех бортовых систем требовалась команда разработчиков и инвестиции. Тогда Уве решил обратиться к друзьям - фанатам Фольцвагена. Они стали собирать деньги на финансирование проекта по принципу, который сегодня называется «краудфандинг», когда народ скидывается непонятно на что, но что-то очень интересное не из стремления вернуть капитал и заработать, а за развитие самой идеи. Скоро стало ясно, что не только автосервисы, но и многие частные лица заинтересованы в простом, надежном и недорогом приборе. Друзья информировали о чудо-приборе друзей, а те делились со своими знакомыми.

Вскоре к Уве стали поступать заказы из Европы, где машин Volkswagen по понятным причинам продавалось больше. Уве приходил домой с работы, шел в мастерскую и начинал паять платы и собирать интерфейсы. Вскоре Уве понял, что проект VAG-COM становится делом его жизни и основную работу пора бросать. Тогда он уволился и основал свою собственную фирму. Так появился ROSS-TECH, LTD. И произошло это ровно 20 лет назад - в 2000 году.

Однако, после запуска коммерческого проекта стало ясно, что  80% клиентов были частники, которые не имели хорошего опыта в диагностике. Ведь кроме сарафанного радио, Росс наладил поставку интерфейсов через магазины запчастей. Уве отправлял тестовую БЕТА версию, но не всегда получал грамотный ответ о том, как она работает. Продвинуть новый прибор в автосервисы было делом не легким. В то время в США среди профессионалов бытовало мнение, что диагностический прибор должен быть дорогим и тяжелым, со своим дисплеем. Компьютер как средство диагностики серьезно не воспринимался. 

Но скоро к Уве присоединился его давний друг, коллега и соратник Брюс Раф, который, кстати, тоже имеет немецкие корни. Он и сейчас занимает должность директора по операциям компании Ross-Tech. Наконец, сканером стали интересоваться профессионалы. Тут очень помог оптовый заказ большой сети независимых сервисов из Калифорнии. В конце концов, сканер стал настолько популярен, что несколько дилеров VAG закупили приборы. Ведь VAG-COM был проще и удобнее для регулярной повседневной работы, чем дилерский прибор VAS. Представительство Volkwagen AG в США не препятствовало развитию прибора, поскольку недорогой VAG-COM распространял влияние автобренда среди поклонников марки и популярность немецких машин у энтузиастов только росла. Оно даже провело закупку около 200 приборов для собственных нужд и команды мобильной диагностики. 

Вскоре Ross-Tech стал официальным дилером и сервисным центром Volkswagen/Audi, хотя и не имел нормальный ремзоны. Лицензия официального сервисного центра позволила Уве получить доступ к технической информации немецкого концерна. Информация о работе системы от сотен пользователей по всему миру помогала быстро находить и справлять неточности в бортовом обеспечении автомобилей. Более того, программа VAG-COM позволяла получить информацию одновременно по 12 каналам и логировать данные. Это функции, которые были не доступны дилерскому оборудованию VAG! Более того, Уве научил прибор анализировать файлы-лейблы в памяти блока управления после связи и выводить названия окон блоков в меню программы, что значительно упрощает работу диагноста. Используемый то время VAG протокол не позволял выводить сигнал параметра в графическом виде. Уве решил этот вопрос с помощью оригинальной функции - вывода изменений параметра в виде движущейся по кругу стрелки спидометра, что позволяет наблюдать динамику изменения сигнала. Не редко и сейчас дилерский центр подключает VCDS для анализа параметров в графическом виде. ОЕМ решение не позволяет это сделать.

Вскоре по договоренности с Volkswagen AG, юристам которого очень не нравилось слово VAG в названии прибора, сканер был переименован в VCDS, что означает сокращение от "Диагностическая Система VAG-COM" (VAG-COM Diagnostics System). Несмотря на искушение развить успех на развитие приборов для других марок, Уве остается верен диагностики Volkswagen. Это решение только укрепило его авторитет и возвело его на вершину признания. Оставаясь и посей день главным разработчиком и дизайнером всех новых моделей интерфейса прибора, Уве Росс считает, что не нужно распыляться и терять специализацию.

И сейчас, 20 лет спустя, управляя компанией, где работают уже несколько десятков специалистов, а продажи исчисляются тысячами сканеров в месяц, Уве Росс сам ведет форум и лично общается с пользователями. Несмотря на то, что программу прибора постоянно пытаются взломать или просто скопировать, рынок наводнен дешевыми клонами и подделками, никто не смог повторить философию Уве Росса, достичь того уровня качества программы, которую предлагает VCDS, как для энтузиастов и фанатов марки, так и для искушенных спецов в диагностике VAG. А ведь прекрати Уве поддержку своего прибора и что делать пиратам? Потеряют источник дохода. Предложения о покупке компании поступают постоянно.

В этом году сотни тыcяч пользователей VCDS по всему миру отмечают 20-ти летие вместе с командой Ross-Tech. А в этом месяце мы поздравляем Уве Росса еще и с днем рождения. Пожелаем ему крепких нервов и по-больше здоровья. Дай Бог, чтобы ему хватило сил продолжать и развивать проект, фанатами которого стали тысячи владельцев как оригинальных, так и поддельных приборов в России. Ведь все мы, специалисты в диагностике VAG, является последователями культа VCDS, созданного 20 лет назад Уве Россом.

Автор статьи: Светозаров Станислав, преподаватель Школы Диагностов Инжекторкар

Статья опубликована на сайте Ассоциации РАСТО: https://www.rasto.net/

Написать комментарий

Ваше Имя:


Ваш комментарий: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оценка: Плохо           Хорошо

Введите код, указанный на картинке: