Последние записи
ВЕБИНАР: Мифы об Автосканерах 25 мая
За долгие годы нашей работы мы встречаем одни и те же, порой нелепые вопросы и убеждения потенциальных покупателей. За то время, пока сканеры входили в обязательное оснащение автосервисов, они обро..
ВЕБИНАР: Стратегия Автодиагностики: 10 Шагов
Приглашаем всех желающих на бесплатный Вебинар "10 Шагов Стратегии Автодиагностики", который мы проведём 27 апреля в 12:00 по московскому времени. Многие начинающие и даже опытные диагнос..

Проверяем систему зажигания

Проверяем систему зажигания

Проверяем систему зажигания Заметки диагноста

Не секрет, что большинство диагностов изучали автомобили своими руками, своей головой…. Набивали «свои шишки», наступали на одни и те же грабли.… Поможем им учесть опыт других и рассмотрим способ проверки одной из важнейших систем автомобиля.

Итак, речь идет о системе зажигания…. Самой капризной система на бензиновых двигателях. В кодах неисправностей пробивается крайне редко. Большинство отказов системой бортовой самодиагностики не обнаруживаются. Слова многих «диагностов» - «А у вас нет кодов неисправностей - у вас все хорошо!» верны только в первой части. Вторую часть этого утверждения ставим под сомнение – если все хорошо – человек в сервис не обратиться.

Итак, приступаем к проверке системы зажигания.
Для примера возьмем обычный ДОДЖ КАРАВАН.

Жалобы клиента (это спрашиваем в первую очередь) – не заводиться. В предыдущих сервисах поставлен диагноз – нет искры. Причина отсутствия искры не выяснена.

Только диагносты со стажем способны определить дефект «на слух и на нюх». Мы же с вами воспользуемся приборами – это более объективно.
В нашем распоряжении АвтоАсс Профи-3. Хороший прибор, нашего Российского производства (г. Ростов). Дороговат правда, но своих денег стоит.
Ну что же, одновременно протестируем этот прибор – посмотрим, на что он годен.
Проверка вторичного напряжения системы зажигания – самый главный параметр. В идеале должен выглядеть следующим образом:
 



Линия заряда катушки показывает нам, как катушка заряжается
1. Слишком короткая линия заряда говорит о том, что катушка недозаряжается. Хорошей искры не жди…
. 2. Слишком длинная линия заряда – перегреваем катушку. Выход из строя гарантирован.
Пробивное напряжение показывает нам, как «сложно» искре пробить искровой промежуток свечи.
Остаточные колебания показывают нам, исправна ли катушка (есть ли у не индуктивность – не замкнуты ли витки).
Ну и самое интересное для нас – есть ли линия горения искры? Вообще, искра есть?

Примечание:
Старый «дедушкин» способ проверки искры сводиться к тому, что свечи выкладываются на воздухе и кто - то крутит стартером. Данный способ говорит лишь о том – есть она в принципе, или нет. Давайте разберем этот способ.

Итак, что бы пробить 10 мм воздуха при атмосферном давлении, требуется напряжение порядка 10 Кв. Давление в цилиндре как минимум 10 бар – пробивное напряжение должно быть равно 100 Кв. Ни одна система зажигания не способна выдать это напряжение! Вот почему зазор в свечах принимают равным около 1 мм. Искра есть, если она пробивает 10 мм «на воздухе» - аналог 1 мм в цилиндре.

Простейшие методики проверки зажигания сводятся к тому – пробивает ли она эти 10 мм ?Для этого применяется искровой пробойник. Два электрода, разнесенные на расстояние 10 мм. Дает достоверную информацию – есть искра или нет. Но полную информацию об искре может дать только мототестер.

Подключаем АвтоАсс –Профи 3.
На «правильном» автомобиле осциллограмма выглядит следующим образом:
 


За эталон взят обычный Мерседес ML-320 – любезно предоставленный одним из учеников нашего производственно-обучающего центра ИнжКар.

Примечание:
Система зажигания одинакова для всех автомобилей.
Мерседес и Запорожец – по системе зажигания не отличаются ничем. Вот почему мототестер (иногда его называют «мотортестер») применим к любым автомобилям.

Результаты превосходят все ожидания. Вместо «правильной» осциллограммы вторичного напряжения видим что - то неприличное:
 



Расшифровка данной осциллограммы ставит в тупик …
После «хорошей» линии заряда и пробивного напряжения линия горения искры не похожа ни на что! В конце горения видим еще одну линию пробивного без линии горения искры. Прямо как у Люиса Кэрролла в «Алисе в стране чудес» - чем дальше, тем чудесатее!

Ну, мы же диагносты – наша задача найти неисправность! Вспоминаем структуру построения систем зажигания.
 



Смотрим импульсы, приходящие на блок управления. В первую очередь нас интересуют импульсы:
1.Коленвала. Они задают «точку отсчета» для начала подачи искры.
2.Распредвала. Они задают куда (в какой цилиндр) подать искру.



Смущают выбросы по датчикам распредвала и коленвала. Ну, при работе стартера такие отклонения допустимы.

Тут все нормально.
Проверяем питание на коммутатор и одновременно вторичные цепи зажигания. Одновременный просмотр ведем в режиме 2-х лучей .
 



Колебания питания для работы стартера допустимы, и не являются причиной такого поведения вторичных цепей.
Примечание:
Проверяйте питание и «массу» на датчики и блоки. Не спешите их браковать без проверки этих параметров!

Так чем же вызывается такая аномальная линия заряда и линия горения? Грешим на коммутатор. На этом автомобиле его нет! Силовые транзисторы управления катушками расположены в блоке управления двигателем. Проверяем их. Увы, они исправны….

Проверяем катушки зажигания. Первичная обмотка показывает сопротивление, соответствующее мануалам. Вторичная обмотка показывает «бесконечность». Вот они дефект! Обрыв вторичной цепи катушки зажигания.

Но мы должны убедиться, что других дефектов нет. Самый лучший способ – замена катушки и просмотр параметров после замены.

Тут нас ждет разочарование – катушка только под заказ, стоит много денег, ждать месяц.
Как же нам убедиться в правильности диагноза?

Примечание:
В диагностике бывают только две ошибки:
1. Бракуем исправный элемент.
2. Не бракуем неисправный элемент.

Попробуем не сделать этих ошибок. Наливаем чашечку кофе (лучше потратить лишние 5 минут на раздумья и построение логической цепочки возникновения неисправности, чем поставить неправильный диагноз). Мысленно ставим себя на место свечи зажигания. Итак:

1. Линия заряда есть – катушка заряжается.
2. Высокое напряжение к свече прикладывается – искровой промежуток пробивается.
3. Куда «девается искра»? Вспоминаем, что такое обрыв (неважно где – в катушке, бронепроводе или наконечнике): Это отсутствие кусочка провода. Искра пробивает сначала там, потом пробивает искровой промежуток свечи. Аналог очень большого зазора. Именно там она благополучно гаснет. Но катушка продолжает вырабатывать высокое напряжение – искра возникает вновь, цикл повторяется. Вот мы и видим «рваную» линию горения, визуально искры не видно. Что же, логически показания приборов и наша версия дефекта совпадают.

Вроде все сходиться…. Но червячок сомнений остается – вдруг ошиблись?

И тут наш взор падает на ВАЗ классика, стоящий в углу. Масло меняет! Просим катушку зажигания для проверки. Отдаем себе отчет, что сопротивление первичной цепи и индуктивность не соответствует нашему автомобилю. Правильной осцилогаммы ожидать не следует, но для проверки системы сгодиться.

Снимаем параметры:
 



Да, мы видим «кривую» линию заряда – соответственно, неправильную линию горения. Ну а что вы хотели? Катушка не «родная»! Но импульсы стабильные, искра есть….

Итак , диагноз – неисправна катушка. Обрыв вторичной обмотки. Причина возникновения неисправности – производственный дефект.
Способ устранения – замена.

Примечание:
В стандарте OBD впервые дано определение диагностики. В переводе на русский звучит несколько коряво:

Это процесс идентификации причины или природы создавшихся условий, ситуации или проблемы для определения правильных действий по ремонту автомобиля

Попробую перевести на понятный язык:

1.Найти дефект.
2.Найти причину его возникновения.
3.Разработать методики ремонта.

Все вышеуказанные требования стандарта OBD выполнены полностью.

Примечание:
1.В результате диагностики автомобиль ДОДЖ не пострадал.
2.Проверку производил : Федор Рязанов. Технический консультант (обучение диагностов) « ИнжКар» .

Публикуется по материалам журнала
«Правильный АВТОСЕРВИС»
№6(52) 2009

Написать комментарий

Ваше Имя:


Ваш комментарий: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оценка: Плохо           Хорошо

Введите код, указанный на картинке: