Последние записи
ВЕБИНАР: Мифы об Автосканерах 25 мая
За долгие годы нашей работы мы встречаем одни и те же, порой нелепые вопросы и убеждения потенциальных покупателей. За то время, пока сканеры входили в обязательное оснащение автосервисов, они обро..
ВЕБИНАР: Стратегия Автодиагностики: 10 Шагов
Приглашаем всех желающих на бесплатный Вебинар "10 Шагов Стратегии Автодиагностики", который мы проведём 27 апреля в 12:00 по московскому времени. Многие начинающие и даже опытные диагнос..

Оборудуем диагностический пост.

Оборудуем диагностический пост.

В комплект диагностического оборудования современного автосервиса должен входить достаточно большой спектр оборудования. Как не пройти мимо необходимого, и в тоже время не приобрести лишнего? В данном цикле статей мы с вами последовательно попробуем разобраться в необходимости приобретения того или иного прибора. Так же обсудим их функциональные возможности, которые помогут более полно оценить состояние автомобиля и  быстрее найти в нем дефект. Прибыль автосервиса напрямую зависит от скорости и достоверности поставленного диагноза, а так же качества выполнения последующих  ремонтных работ. Без необходимого комплекта оборудования работа с современными автомобилями невозможна. Следует отметить, что само по себе оборудование не способно находить дефекты и их устранять. Для успешной работы необходимо так же наличие квалифицированного персонала.

Часть 1. Компьютерная и инструментальная диагностика

Слово «компьютерная диагностика» прочно вошло в наш быт и сейчас знакомо любому автовладельцу и работнику автосервиса. Давайте рассмотрим, как проходит этот процесс и каковы его функциональные возможности.
Что же такое диагностика согласно официальным документам?
Diagnostics - The process of identifying the cause or nature of a condition, situation or problem. To determine corrective action in repair of automotive systems. (SAE J1930).
Официальный перевод звучит так:
 «Это процесс идентификации причины или природы создавшихся условий, ситуации или проблемы для определения правильных действий по ремонту автомобиля».
Таким образом, процесс диагностики состоит из 3-х этапов:
1.    Поиск дефекта
2.    Нахождение причины его возникновения
3.    Разработка плана ремонтных работ

Как мы видим, общераспространенное отношение к диагностике как «чтение и удаление кодов неисправности» к самой диагностике отношения не имеет. На сегодняшний день существует 3 вида диагностических мероприятий:
1. Сканирование. Считывание кодов неисправностей из памяти блока управления. То есть в задачу сканирования входит получение информации о дефектах, обнаруженных системой бортовой самодиагностики.
Необходимое оборудование: необходим прибор для связи с блоком управления – сканер.
Необходимая квалификация персонала: минимальная.
Стоимость работ – минимальная.
2. Компьютерная диагностика. В ее задачу входит поиск дефектов на основе анализа данных с блока управления. В том числе и отклонений, не найденных системой бортовой самодиагностики.
Необходимое оборудование: необходим прибор для связи с блоком управления – сканер.
Необходимая квалификация персонала: достаточно высокая.
Стоимость данного вида работ  выше.
3.Инструментальная диагностика. В ее задачу входит поиск дефектов и отклонений, которые блок управления «не видит». Например, дефекты электрических цепей, отклонения в давлении топлива и так далее.
Необходимое оборудование: Необходимым оборудованием для ее проведения являются: осциллографы, манометрические приборы, различные стенды и многое другое.
Необходимая квалификация персонала: достаточно высокая.
Стоимость данного вида работ  выше.

Рассмотрим структурную схему построения системы управления.

Сигналы с датчиков, расположенных на объекте регулирования, поступают на обработку в блок управления. Блок управления рассчитывает необходимые для правильной работы объекта команды на исполнительные механизмы (форсунки, катушки зажигания и прочие). На более ранних моделях автомобилей существовал один объект управления – двигатель. На современных автомобилях количество объектов, контролируемых соответствующими блоками управления, может достигать нескольких десятков. Это и автоматическая трансмиссия, и различные системы курсовой устойчивости и многое другое.
Давайте рассмотрим, на каких этапах могут возникать дефекты, приводящие к неправильному функционированию соответствующей системы. На схеме они отмечены соответствующими кружками.

1. Отказ или неправильные показания  датчиков.
 Вероятность возникновения подобного рода дефектов достаточно высока. Принимая их неверные показания, блок управления вырабатывает неверные команды, что приводит к сбоям в работе всей системы в целом.
2.Нарушение связи между датчиками и блоком управления.
 Как правило, это отказы проводки, шины CAN, разъемов. Вероятность возникновения подобного рода дефектов достаточно высока. Сигналы с исправных датчиков просто не доходят до блока управления, либо приходят в искаженном виде. Что так же приводит к сбоям в работе всей системы в целом.
3. Сбой программного обеспечения в электронном блоке управления либо его аппаратный отказ.
Сбой программного обеспечения вероятен на новых автомобилях. Но в течение гарантийного срока обслуживания большинство ведущих производителей их устраняет. Так что после 3-х лет после выпуска модели вероятность этого дефекта резко снижается.
Аппаратный отказ вызывается либо отказами элементной базы (вероятность невелика, так как производители постоянно ее совершенствуют), либо внешними факторами. К внешним факторам стоит отнести дефекты проводки  или исполнительных механизмов (в основном короткие замыкания), а так же неквалифицированные действия персонала. Причем, чем ниже его уровень, тем более высока вероятность выхода блоков управления из строя.
4. Отказ исполнительных механизмов.
Исправный блок управления, получая правильные сигналы от датчиков, выдает правильные команды на исполнительные механизмы. Но из-за их отказа или неправильного функционирования в работе всей системы появляются сбои. Вероятность таких видов отказов достаточно высока.
5.Отказ или неправильное функционирование самого объекта регулирования.
Например, механические повреждения двигателя или автоматической коробки передач. Вероятность такого события не исключена.

Сканер – это устройства для связи с блоком управления. Рассмотрим, какие дефекты из вышеперечисленных он может обнаружить, а какие способна найти только инструментальная диагностика.
Отказы датчиков и дефекты проводки (п.1 и п.2) блок управления видит комплексно. То есть не может достоверно определить место неисправности. Коды ошибок возникают только в случае выхода параметров за пределы допустимых. Таким образом, сканирование далеко не всегда способно обнаружить наличие дефекта. Более информативной в данном случае является компьютерная диагностика. Сравнивая реальные показания датчиков со значениями, указанные в соответствующих руководствах, опытный диагност способен определить – исправен соответствующий узел или нет. Но достоверно указать, что именно вышло из строя, может только инструментальная диагностика.
Отказы блоков управления (п.3) кодами ошибок обнаруживаются не всегда. Поэтому сканирование  в обязательном порядке должно сопровождаться компьютерной диагностикой (т.е. просмотром реальных выходных параметров и сравнением их с заданными).
Отказы исполнительных механизмов (п.4) и связи между блоком управления (отнесем их также к п.2) кодами ошибок обнаруживаются только в случае наличия в блоке управления систем их контроля. При их отсутствии, опытный диагност средствами компьютерной диагностики может только косвенно сделать вывод о работоспособности узла. Достоверную информацию о наличии дефекта и его локализации способна дать только инструментальная диагностика.
Дефекты самого объекта регулирования, как правило, блоком управления (и соответственно средствами сканирования  и компьютерной диагностики) не обнаруживаются. Поиск дефекта в большинстве случаев проводиться средствами инструментальной диагностики.

 

Рекомендуемый порядок поиска дефектов:
1. Считать коды ошибок (сканирование). Возможно, что блок управления сумел обнаружить дефекты в системе.
Необходимое оборудование: сканер
Квалификация персонала: минимальная
Достоверность результатов: невысокая.
2. Просмотреть реальные параметры и сравнить их с заданными (компьютерная диагностика).
Необходимое оборудование: сканер
Квалификация персонала: высокая.
Достоверность результатов: высокая
3. При необходимости, провести инструментальную диагностику.
Необходимое оборудование: тестеры, осциллографы, манометры и т.д.
Квалификация персонала: высокая
Достоверность результатов: самая высокая

Особенности работы и выбора сканера будут рассмотрены в следующих частях.


Рязанов Федор

Написать комментарий

Ваше Имя:


Ваш комментарий: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оценка: Плохо           Хорошо

Введите код, указанный на картинке: