Последние записи
Новость 10 ноября 2017 г: Отчет по группе диагностике дизельных двигателей в октябре
Мы не даром вынесли подготовку специалистов по дизелю в отдельный курс. Проведение диагностики современных дизельных систем имеет ряд особенностей по сравнению с бензиновыми автомобилями. Они предс..
Диагностика на пороге больших изменений. Часть 2: Новые протоколы диагностики.
Диагностика на пороге больших изменений. Часть 2: Новые протоколы диагностики. В прошлом номере мы говорили о том, что появление и исчезновение некоторых устройств в любой области является ниче..

Выбор сканера для диагностики. Инструкция.

Выбор сканера для диагностики. Инструкция.

Сегодня рынком правит покупатель. Прошли те времена, когда наш рынок оборудования для автосервиса испытывал недостаток в предложении, а львиную долю продаж приборов занимали 3-4 бренда. Сложная экономическая ситуация в последние годы научила нас жить по средствам, и требует грамотно рассчитывать любые вложения и траты, особенно если это связано с закупкой приборов для диагностики. С другой стороны, новые возможности бортовой электроники и распространение открытых стандартов, вместе с титаническими усилиями мастеров Китайской Народной Республики, сделали возможным обходиться более дешевыми приборами, что, конечно, сказалось в значительном снижении средней стоимости оборудования за последние 5-6 лет. Да и предложение развернулось от самых простейших приборов за 1000 рублей до бесконечности с почти одинаковым описанием функций и картой покрытия. Так как же подобрать оптимальный прибор, который бы отвечал возможностям покупателя в познании диагностики, его финансам, и максимально быстро вернул бы вложенные средства? Давайте попробуем разобраться в многообразии предложения и систематизировать кому и какие приборы подходят наибольшим образом.

Естественно, если мы хотим получить информацию о каком-то товаре, то сразу обращаемся к Интернету. Забиваем в поиске наиболее универсальную фразу "Автосканер, купить" и на экране вываливается огромное количество предложений. Яндекс маркет предлагает более 150 вариантов. Открываем ссылку и "Ура!": Минимальная цена прибора под названием ELM 327 - 988 рублей! Вот оно - счастье и путь к благоденствию! Блютуз-донгл для ОБД-2 протокола. Звоним. Продавец расхваливает товар и сообщает, что адаптер подходит для диагностики двигателей всех видов автомобилей. Прекрасный выбор. Друзья-диагносты тратят тысячи рублей на покупку громозких приборов и интерфейсов. Зачем? Просто покупаем ELM адаптер и поскольку наверняка большинство проблем связано с двигателем, мы можем приступить к работе! Не будем сильно накручивать цену. Предлагаю брать 200 рублей за подключение. Шесть автомобилей и мы возвращаем вложенные деньги, плюс стоимость билета на метро до магазина!! Покупаем адаптер, устанавливаем бесплатную программку на Андроидфон и подключаем, конечно, сначала к своему авто. Что мы видим? Меню с кодами ошибок, очень много интересной информации, например, скорость вращения двигателя, температуру, количество топлива в баке, показания расходомера и многое другое. Обзваниваем друзей и находим владельца десятилетнего Лексуса с проблемой резкого увеличения расхода топлива с потерей мощности при нажатии педали газа. Диагностируем и вот тебе - ошибка по кислородному датчику. Удаляем ее и лампочка на панели приборов гаснет. Правда через несколько часов загорается снова. Рекомендуем поменять кислородный датчик на новый и оправляем радостного клиента в магазин за новым датчиком.  

Получается, что благодаря повсеместной унификации, прошли те времена, когда диагностика была профессией избранных, а автолюбитель платил бешеные деньги за поиск неисправности. Протоколы диагностики свободно скачиваются из сети, а китайская индустрия строгает устройства, цена на которые падает ежеквартально. Теперь читалка кодов ошибок доступна всем, и каждый может отправиться в магазин запчастей, в соответствии с указанием того или иного кода ошибки на своем автомобиле!  

Такая точка зрения имеет право на жизнь, да только хозяин Лексуса, купив за 5000 рублей новый кислородный датчик, получил через некоторое время точно такой же не стираемый код ошибки, несмотря на то, что лямбдазонд был абсолютно новый. Ему все равно пришлось ехать в автосервис, где профессиональный диагност нашел проблему далеко не в кислороднике, а в грязных инжекторах. 

Этот опыт подтвердил простую вещь: бесплатный сыр бывает только в мышеловках. И это напрямую касается диагностического оборудования. Но в интернете предлагается так много разных приборов, которые охватывают огромное количество марок автомобилей, продавцы уверяют, что они делают все, работают в любую погоду и говорят на чистом русском языке, какую деталь поменять, чтобы проводить клиента в кассу. Давайте попробуем разобраться, на что обратить внимание и как получить правильный прибор, который бы отвечал нашим возможностям?  

Виды приборов можно разделить на четыре типа:

1. Начального уровня

2. Для небольших автосервисов

3. Для средних и крупных предприятий 

4. Для опытных специалистов

 

                                                               

 

1. Сканеры начального уровня

К таким приборам как раз и относился ELM адаптер, который мы протестировали, а также огромное количество подобных изделий. Их предназначение - не помощь диагносту в сервисе, а развлечение для владельца автомобиля. В некоторых случаях они могут пригодиться, если нужно быстро проверить какие-то параметры по двигателю в рамках стандартизированных протоколов после проведения тюнинга. Для проведения диагностики в рамках бизнес модели такие приборы  мало пригодны, поскольку практически не затрагивают заводских протоколов диагностики и не связываются ни с какими блоками, кроме двигателя. Конечно же есть решения, которые выводят на смартфон данные и по другим системам. Но, как правило, они стоят дороже и необходимо платить за подписку на программное обеспечение. Это понятно, поскольку разработка программы законным способом требует капиталовложений в команду разработчиков, а также в приобретение оригинальных приборов для сверки того, что было разработано, и в специалистов, которые смогут проверить, правильно ли оно сделано или нет. Это требует довольно больших средств, которые невозможно вернуть исходя из стоимости ELM адаптера в 988 рублей. Как правило, его изготовители берут готовую программу, готовый чип-сет, обертывают все это в свой собственный графический интерфейс и выпускают на продажу как прибор для диагностики. Отсюда вытекает первое правило при поиске диагностического прибора:

ПРАВИЛО 1: ЦЕНА СКАНЕРА ПРЯМО ПРОПОРЦИОНАЛЬНА КАЧЕСТВУ ЕГО ПРОГРАММЫ

Это легко подтверждается тем, что потребитель всегда голосует кошельком. Несмотря на хорошую рекламную кампанию рано или поздно становится ясно, что прибор явно уступает своим конкурентам, цена не соответствует качеству и его просто перестают покупать, а марка получает негативный PR. Яркие примеры - тайваньский AUTOLAND, голландский SUN, итальянские BRIAN BEE и TECNOMOTOR. В свое время они были довольно популярны, но ушли от нас, продолжая процветать в другой части мира, поскольку в какой-то момент покупатели поняли, что они не стоят своих денег. Поэтому купить ELM подобный адаптер для последующего завоевания сердец клиентов - не самый разумный поступок. Хотя для начального самостоятельного знакомства с миром автодиагностики такой прибор имеет место быть. Приборы начального уровня - самые дешевые и поэтому самые массовые. Они идеальны с точки зрения продажи, поскольку цена устраивает почти всех. Их ценовая категория от 1000 до 10000 рублей.  

 

2. Сканеры для малых СТО

Если вы действительно хотите заняться автодиагностикой не только двигателя, но и других систем и делать это более-менее профессионально, Вам подойдет следующий уровень приборов, которые адресованы небольшим техстанциям, которые выполняют базовые функции без глубокого анализа причины неисправности. Как правило, это сканеры-USB шнурки, но могут быть и более профессиональные приборы со своим экраном. Ценовая категория таких приборов от 10000 до 80000 рублей. Конечно, помним о первом правиле - чем дороже прибор, тем больше денег потрачено на его программу, тем большими функциями мы располагаем. Но зачем нам дорогостоящий прибор, если наш диагност не совсем понимает строение и принцип диагностики системы VANOS на BMW? Наилучший пример - бессмысленная покупка любящими родителями рояля марки Бернстайн для первоклассника музыкальной школы. Тот не сможет оценить класс инструмента и не научится играть на нем скорее, по сравнением с тем, если бы ему взяли в прокат пианино Красная Москва. Отсюда выходит второе правило, на которое следует ориентироваться во время планирования покупки прибора:  

 ПРАВИЛО 2: ПОКУПАЙТЕ СКАНЕР ТОГО УРОВНЯ, КОТОРОГО ВЫ ДОСТИГЛИ, ИЛИ НА КОТОРОМ МОЖЕТ РАБОТАТЬ ВАШ ДИАГНОСТ

Конечно, можно купить сканер "на вырост". Но такой прибор будет заметно дороже, что скажется в более долгом сроке его окупаемости. Еще одна возможная проблема, которую часто можно наблюдать в небольших СТО - когда диагност смотрит на экран сканер и не понимает, что там изображено. Мне не однократно приходилось слышать от считающихся опытными диагностами вопрос: "Ну и что эти параметры (функция) дают мне дадут?" Конечно после этого следует приглашение на наши курсы, но непонимание проблемы после неоднократного подключения прибора в глазах владельца неисправного авто выглядит катастрофически для репутации сервиса. Поэтому не стоит покупать дорогой сканер сразу. Проконсультируйтесь с вашим специалистом, что он может, а что нет. Купите ровно то, что может выполнять ваше СТО. Верните вложения через несколько месяцев и сделайте апгрейд тогда, когда станет ясно - текущего оборудования явно не достаточно. Как правило, приборы этой группы специализируются на группе моделей и их создатели добавляют другие факультативно по мере сил. Например, Сканматик или СМС диагностика, ДСТ или АСКАН вполне оправдают себя для диагностики отечественных марок и популярных авто эконом класса типа Рено. Но будут мало полезны для качественной диагностики японских автомобилей. 

3. Сканеры для средних и крупных СТО

Следующую группу приборов можно оценить в диапазоне от 80,000 до 250,000 рублей. Это вполне профессиональные приборы, которыми можно "закрыть" широкий круг проблем, марок и моделей. очень часто это не VCI адаптер, а независимый от компьютера прибор с цветным экраном, что повышает мобильность и удобство работы в автомобиле. Эти приборы регулярно обновляются и обновления реально расширяют диапазон функций, а не просто добавляют чтение и расшифровку новых ошибок и списка параметров. если ваш диагност обладает опытом, а вы готовы проводить полный комплекс диагностических процедур на высоком качественном уровне, то вам необходимо присмотреться именно к этой ценовой группе. Нет смысла ограничивать возможности слабым прибором. Вы должны уметь проводить тесты, программировать форсунки и ключи, работать с широким диапазоном моделей, получать регулярные обновления и техническую поддержку. Некоторые приборы умеют делать логи, что может быть полезно, если, например, прибор недостаточно глубоко работает с некоторыми типами блоков. Особенно это касается новейших моделей. Производители приборов получают лог от пользователя и в кратчайшие сроки могут прислать ему абсолютно бесплатно модифицированную программу. По крайней мере инженеры AUTOCOM и GSCAN нередко предоставляли тестовые программы своим пользователям задолго до того, как эта часть программы входила в официальный релиз.

ПРАВИЛО 3: ОПРЕДЕЛИТЕ ЦЕЛЕВЫЕ МАРКИ И ВОЗРАСТ АВТОМОБИЛЕЙ

Очень важный момент для правильного выбора прибора - определить возраст и средний модельный ряд обслуживаемых автомобилей. Не секрет, что один даже сравнительно не дешевый прибор не сможет закрыть все марки авто на одном уровне. Какие-то разработчики специализируются на европейских марках, какие-то на азиатских, какие-то на отечественных или только на коммерческом транспорте. У каждого при бора есть свои плюсы и минусы.  И чтобы не коллекционировать сканеры, есть смысл первую покупку сделать с целью ее максимально частого использования. Например, москвичи и жители крупных городов уже несколько лет не покупают адаптеры для ОБД-1 протокола, который применялся у авто 90-х годов. Просто количество таких автомобилей на дорогах минимально. В то время как в небольших городках при должном уходе они еще прекрасно себя чувствуют и диагностика Кия Соренто 2002 года невозможно без наличия 20-ти пинового разъема. Продавцы оборудования часто предлагают комплекты старых адаптеров, чтобы почистить свой склад. Да и набор выглядит богаче и солидней. На самом деле нет смысла переплачивать за то, что никогда не будет востребовано, а через пару лет просто потеряется. Поэтому, если автомобили старше 15 лет к вам практически не заезжают, то нет смысла тратить деньги сразу, а по необходимости купить нужный шнурок отдельно. 

Хорошего и добротного производителя можно определить по нескольким признакам. Например, наличие представительства или локального дилера, русскоязычного сайта и учебного центра. Это говорит о наличии технической поддержки, что может часто сыграть ключевую роль в решении разных проблем. Можно купить непонятный прибор с большой рекламой в интернете и потом мучиться с ним не имея понятия, как правильно разобраться в сложном меню. Очень важно, чтобы дилер понимал, что он продает. Тогда к нему можно обратиться с техническим вопросом. Поговорите с продавцом о приборе перед тем, как купить его.  Оцените, насколько он понимает то, чем торгует. Один раз я присутствовал при разговоре продавца с потенциальным покупателем, который искал подходящий прибор для диагностики Hyundai и Kia и спросил, что может с этими автомобилями LAUNCH x431. Продавец с ясными голубыми глазами развел ладошки: "Он может все!". Да простит меня производитель этого уважаемого мной прибора, который прекрасно подходит для диагностики немецкого премиального автопрома, но я бы никак не рекомендовал его для эффективной работы с корейцами. Продавец заинтересован в продаже любыми способами. Он получает прибыль и бонусы. Но нет смысла покупать прибор у профана. Вы можете получить подделку или серый прибор без поддержки, или продавец пропадет тогда, когда у вас треснет экран и прибор превратится в кирпич.

ПРАВИЛО 4: ПРИГЛАСИТЕ ПРОДАВЦА НА ТЕСТ

Многие дилеры с удовольствием участвуют в тестировании оборудования. Это позволит вам убедиться в том, что вы покупаете именно то. что ищете. Наметьте целевые модели приборов и подготовьте тестовые автомобили. Пусть продавец приедет и покажет, что с ними может их прибор. Обратите внимание на качество самого прибора. Если производитель экономит на шнурах, качестве разъемов и на пластике корпуса, то программа будет такой же. Посмотрите меню, удобно ли оно. Некоторые стараются копировать дилерские приборы и выдавать параметры данных не общим списком, а по одному, говоря: "У нас все как у дилерского прибора". Это чистый маркетинг. На деле это страшно неудобно и замедляет работу. Вместо быстрого скролинга по строчкам вам придется кликать по два-четыре раза, чтобы открыть один параметр. А если параметров в блоке сто? Дилерский прибор для Форда и Мазда выдает в текущих данных только группы по восемь параметров, которые надо выбирать из списка с предварительным вводом вин кода. Мультимарочник не должен это копировать. И это было одной из причин, почему дилерские центры Land Rover покупали AUTOLOGIC. Они просто экономили по полчаса на каждом авто.

Не полагайтесь стопроцентно на то, что говорит вам продавец. Убедитесь сами, что это так. При этом не стоит также безотказно доверять форумам, где часто продавцы маскируются под пользователей и продвигают свой товар самыми изощренными способами. Наилучший вариант - "сарафанное радио". Ваш конкурент успешнее вас? Присмотритесь на чем он работает. Посмотрите на чем работает ваш друг. Спросите у него, рекмендует ли он вам такой же прибор? Пригласите продвца на тест, постарайтесь проверить прибор сами своими руками. Не верьте всевозможным автоматическим калькуляторам подбора приборов, которые продавцы вывешивают на свои сайты. Во первых, невозможно учесть все нюансы, а главное - продавец будет всегда продвигать свой продукт, а не продукт конкурента. Не стоит также слепо доверять советам бывалых. Гуру страдают привязанностью к какой-то марке и каждый имеет свою любимую отвертку, которую и расхваливает в каждом новом посте, слепо забывая о том, что есть другая альтернатива, которая может как раз и подойдет именно вам. Будьте более расчетливы и объективны, тогда вы сможете подобрать прибор, который будет соотвествовать главным критериям выбора:

А. Вашему бюджету.

Б. Вашему уровню.

В. Вашему клиентскому парку. 

Правильное соответствие этим критериям позволит вам правильно распределить ресурсы и получить максимальную отдачу от потраченных средств.

 

4. Сканеры для опытных специалистов

Это особая и очень небольшая группа приборов, которая конечно максимально приближена к тому, что может позволить себе дилерский центр. Однозначно, их цена превышает уровень 250,000 рублей и может переваливать за миллион. Это обусловлено тем, что создатель не только разрабатывает программное обеспечение, но и имеет какие-то договоренности с автопроизводителями на предоставление пользователям дополнительных услуг. Например, программирование блоков управления или SCN кодировки компонентов для Мерседес Бенц. А это стоит немалых денег. Для небольшой станции, которая готова работать с любым авто, которое зайдет в ремзону, такой прибор - пустая тарата денег. Для узко специализированного центра или специалиста высокого уровня такой сканер - бездонный источник зарабатывания рублевой массы и икона для поклонения. Но тут тоже есть свои подводные камни. Если производитель рекламирует "репрограмминг", а это возможность работы по протоколу PASS THRU, то это не то, что вы ищите. Далеко не все автоконцерны поддерживают этот протокол абсолютно для всех типов блоков и систем. Более того, часто он закрыт для пользователей в России (например у BMW, Volvo и Mercedes Benz), в отличие от пользователей в Европе и США. Поэтому на эту утку покупаться не стоит. Если продавец настаивает на этой функции, то пригласите его к себе и попросите сделать тестовый апдейт софта блоков для какой-нибудь трешки BMW 2012 года или адаптировать коробку на Е-классе. Хотя бы пусть покажет кнопки и пошаговую процедуру как это делается. В целом, пользователи сами "дозревают" до приборов этого уровня и прекрасно знают, что им надо и где покупать. 

ПРАВИЛО 5: ПОКУПАЙТЕ ПРИБОР У НАДЕЖНОЙ КОМПАНИИ

Ни в коем случае не тратьте деньги на покупки новых приборов на Авито, в сомнительных интернет-магазинах или на алиэкспрессе. Конечно, Launch, присланный из Китая будет в два раза дешевле. Но это может вылиться в то, что вы получите клонированный или отремонтированный, а может и просто краденый прибор. Более высокая начальная стоимость будет гарантией того, что вы не останитесь без поддержки, когда нужно будет заменить перетертый главный кабель или неожиданно запавшую кнопку. Но как отличить надежного трейдера от простого "перекупа"? Это довольно просто. Надежная компания имеет сайт, адрес офиса и не дает в рекламе мобильный телефон. Менеджер без заминок отвечает на контрольные вопросы и готов приехать на проведение теста. Надежная компания работает несколько лет на рынке, ремонтирует приборы, имеет склад запчастей, техническую поддержку по диагностике и не только информирует пользователей о появлении обновлений, но и дает развернутую информацию, что конкретно появилось нового. Это дает возможность понять, стоит ли реально покупать обновление или стоит подождать следующего релиза.

Надеюсь, что небольшие советы, данные мной на основе многолетнего опыта работы в дистрибьютерских компаниях, помогут вам сделать оптимальный выбор и не только сэкономить средства, но и вернуть их обратно в максимально короткие сроки.

Светозаров С.В. компания ООО "Интерлакен-Рус"

Мнение автора может не совпадать с мнением сотрудников школы Инжекторкар.

Написать комментарий

Ваше Имя:


Ваш комментарий: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оценка: Плохо           Хорошо

Введите код, указанный на картинке: