Последние записи
Новость 10 ноября 2017 г: Отчет по группе диагностике дизельных двигателей в октябре
Мы не даром вынесли подготовку специалистов по дизелю в отдельный курс. Проведение диагностики современных дизельных систем имеет ряд особенностей по сравнению с бензиновыми автомобилями. Они предс..
Диагностика на пороге больших изменений. Часть 2: Новые протоколы диагностики.
Диагностика на пороге больших изменений. Часть 2: Новые протоколы диагностики. В прошлом номере мы говорили о том, что появление и исчезновение некоторых устройств в любой области является ниче..

Десять лет совместной работе с Ф.А.Рязановым

Десять лет совместной работе с Ф.А.Рязановым

Невероятно, как быстро бежит время, казалось совсем недавно мы разрабатывали первый учебный курс, проводили поиск и отбор преподавателей, принимали первую группу наших студентов, строили планы на будущее, а вот прикинули на днях и обнаружили, что нашему учебному центру более 13 лет! Но, несмотря на ошеломляющую быстротечность времени, не это является поводом для юбилея, ведь цифра не круглая, да и не столетие же за плечами- промежуток небольшой в исторической перспективе, но повод все же есть, и этот повод – десятилетие сотрудничества с нашим преподавателем- Фёдором Александровичем Рязановым. Невозможно переоценить для учебного центра, его репутации, конкурентных преимуществ, такой фактор, как наличие профессиональных преподавателей.

Много раз мы убеждались в том, что наши конкуренты, даже те, что имели все наработки, навыки и хороший курс лекций(правда иногда у нас и уведённыйJ), натыкались на проблему, с которой справится гораздо труднее- отсутствие персоны, которая могла бы грамотно, наглядно, доступно и  профессионально донести знания до слушателей. В связи с этим можно вспомнить один забавный случай, произошедший в нашей практике.

В одной из групп, набранных нами для обучения году эдак в 2007, среди прочих, было 2 приятных молодых человека из Киева. Они были очень активны, задавали много вопросов и сразу по прибытии на курсы попросили у нас разрешения снимать занятия на видеокамеру. Мы посомневались, но разрешили, прикинув, что вреда это нам не нанесёт, а охрана авторских прав в российских реалиях, это вещь иллюзорная…

Фёдор Александрович в перерывах между лекциями имеет обыкновение спускаться из аудитории на улицу и продолжать общение со студентами в неформальной обстановке, отвечая на вопросы и обсуждая услышанное ими на лекции. Хоть мы и не раз журили Фёдора Александровича за не полезную привычку к курению, бороться с этим злом он не желал, и та часть студентов, что имела ту же пагубную для здоровья зависимость, сопровождала его на улицу, да и остальные, честно говоря, подтягивались, чтобы послушать дискуссию. Ребята же из Киева, хоть и курили, на одну из переменок со всеми не пошли, а остались в аудитории… 

Через несколько минут, когда переменка была в самом разгаре, я зашёл в класс, чтобы забрать какие-то из вещей, необходимых мне в работе. Когда я вошёл, то увидел как от компьютера Фёдора Александровича, установленного на столе преподавателя, метнулся один из наших киевских студентов, что-то сжимая в руке. Сев за компьютер я увидел крышечку от USB флешки, в впопыхах забытую на столе… Видимо, удостоверившись, что преподаватель и группа вышли на перекур, молодой человек скопировал полностью с жёсткого диска весь наш учебный курс с всеми пометками и комментариями Фёдора Александровича, слайдами, таблицами, графикам итд. Но доказать факт хищения было невозможно и мы решили шум не подымать. Таким образом в руках этих ребят был и полностью снятый фильм о наших курсах и, непосредственно и сам курс, плод работы нескольких профессионалов, уходящий корнями ещё к тому первому курсу, написанному для нас специалистами МАДИ. Что надо ещё, чтобы запустить в своём регионе полный аналог нашего бизнеса, составив нам пусть недобросовестную, но конкуренцию?

Но кончилась эта история скорее позитивно-через пару месяцев мне позвонил один из этих ребят и смеясь рассказал, что они действительно хотели скопировать полностью наш бизнес по обучению специалистов автосервиса, но несмотря на всю информацию, сосредоточенную в их руках не смогли- не нашлось преподавателя, который смог бы адекватно подать эту информацию в массы. И мы договорились делать совместный курс в Киеве, с выездом Фёдора Александровича и преподаванием им нашего курса на территории автопредприятия наших новых партнёров. Такие выезды были многочисленными и всегда удачными и востребованными и мы с удовольствием сотрудничали, несмотря на комичные обстоятельства, сопутствующие началу нашего партнёрства, пока амбиции агрессивных и бездарных политиков не поставили крест на обоюдовыгодном сотрудничестве, благодаря которому создавались рабочие места и платились налоги с полученной прибыли в казны двух стран. Этот случай вполне наглядно иллюстрирует роль наличия в коллективе грамотных преподавателей для организации учебного центра.

Как же мы познакомились с Фёдором Александровичем и стали работать вместе?

Мы сами не сразу определились с выбором преподавателя, ведь очень непросто найти человека, который сочетает в себе набор качеств, редко встречающихся одновременно, плюс имеет опыт непосредственной работы в автосервисе. Мы сотрудничали с несколькими грамотными специалистами, которые, безусловно, отлично знали предмет наших курсов(это было ультимативным требованием для сотрудничества), но проигрывали в других аспектах, у кого-то не было харизмы и умения концентрировать на себе внимание студентов, увлекать их за собой,  кто-то не имел достаточного опыта практической работы в сервисе и вопросы студентов о конкретных случаях из практики ставили их в тупик…

Так или иначе, мы, наблюдая за работой преподавателя, почти всегда находили то, что давало нам повод для критики и желание изменить ситуацию. Так прошло более 2х с половиной лет с момента набора первой группы. Но, как говориться, не было счастья, да несчастье помогло… Наш тогдашний преподаватель, неожиданно объявил нам, что ему хочется самостоятельно заниматься тем же бизнесом, что и мы и что он решил уйти в самостоятельное плаванье. Сотрудничество с ним не казалось нам идеальным, хотя надо признать, что и приятной эта новость не была, так как процесс обучения останавливать не хотелось, а поиски замены преподавателю могли занять не один месяц, тем более насмотревшись на особенности предыдущих лекторов нам хотелось учесть отрицательный опыт и сделать выбор правильным, а значит, вернее всего, небыстрым.

Очень хотелось, чтобы соискатель на должность имел то, что, как мы теперь понимали, является чуть ли не главным- способность превратить свой личный практический опыт в доступную любому студенту с минимальными знаниями в области диагностики информацию. То есть то, что называется доступной вербализацией опыта. Поясню - мы неоднократно замечали, как великолепные опытные диагносты, с лёгкостью разбирающиеся в непростых практических случаях, когда к нам в сервис стали приходить первые желающие «посмотреть как вы это делаете», ещё до организации нами курсов, не могли толком объяснить свои действия, а только мычали что-то невразумительное. То есть знание, умение и опыт, качества недостаточные для преподавателя, нужно ещё иметь особый талант, умение подать информацию.

С другой стороны,  кандидат наук, окончивший специализированный ВУЗ с золотой медалью, и знающий устройство систем управления ДВС назубок, даже умеющий объяснить и разжевать эту тему, не может быть полноценным преподавателем для людей, которые пришли в учебный зал непосредственно с места производства работ, как говориться «от станка» - из автосервиса. Так  как теория суха, как сказал классик, и реальность воплощённая в практике частенько коренным образом отличается от  теоретических выверенных знаний.

Характерный пример- когда мы сами начинали заниматься тематикой диагностики и ремонта систем впрыска и открыли свою первую лабораторию в конце 90х годов, практически не было мест где мы могли бы получить знания. Исключением были замечательные курсы российского первопроходца в этой области знаний Сергея Павловича Газетина(кстати одного из наших преподавателей, на сегодняшний день), курсы Амевро, о которых мы слышали очень много, но которые были для нас тогда не по карману.

И мы стали пытаться самостоятельно накапывать информацию из всех возможных источников. Российский сегмент интернета был тогда крайне ущербным, да информацией делиться никто не рвался, знатоков было не много и знания были на вес золота. Надо сказать, что на тот момент львиная доля систем впрыска на российском рынке занимали различные варианты механических впрысков Бош, К-Jetronic и KE-Jetronic, об этих динозаврах сейчас мало кто помнит, а тогда, хлынувший через недавно открытые границы из Европы автохлам, был, в большей степени, оборудован именно ими. Системы, благодаря особенностям конструкции, требовали, чаще всего, не замены тех или иных компонентов, а процедуры скрупулёзной многозависимой настройки и юстировки с учётом, одновременно, газоанализа, тока управления и показаний нескольких манометров. Поражаясь, день за днём, изысканности механико-гидравлическо-элекронных инженерных решений немецких инженеров(чисто электронноуправляемый впрыск тогда был ещё не повсеместным, из за дороговизны компонентов), мы нарабатывали самостоятельный опыт их ремонта и регулировки, так как никакой информации попросту не было.

Справедливости ради, надо сказать, что в конце 90х годов появилась замечательная книжка А.Э Хрулева, с которым мы потом с удовольствием познакомились, «Ремонт двигателей зарубежных автомобилей», где кроме родных для Александра Эдуардовича тем механики двигателя, был обширный раздел о системах впрыска, написанный, по слухам, тем же Сергеем Павловичем Газетиным, и описывающим принципы их работы и устройства. Но как-то так сложилось, что тогда эта книжка нам не попалась… Так вот, единственным источником знаний тогда были электронные базы данных, распространяемые по сервисам с помощью «хакеров», как мы их называли- особой породы всепроникающих вертлявых коммивояжёров, продавцов пиратских копий англоязычных технических мануалов, сборников электросхем, описаний устройства и ремонта автомобильных систем. Среди этих баз были и американские Mitchell и Alldata и европейские Autodata  и мануалы производителей автомобилей VW ELSA и BMW TIS, а также бошевский ESItronic. И вот в очередную закупку аналогичных программных продуктов «хакеры» предложили неизвестную нам тогда голландскую базу  «Olyslager WIS». В базе, наряду с большим количеством разнообразной информации, был подробно пошагово описан, с понятными чёткими иллюстрациями, процесс настройки и регулировки механических систем Бош, именно тех с которыми мы имели дело! 

Мы возликовали- наконец-то у нас у руках полная инструкция к действию и наши самостоятельные ежедневные «битвы» с этими системами один на один закончены-с такой информационной поддержкой мы будем щелкать их как орешки! Надо сказать, что настройка одной такой системы в диапазон приемлемых параметров занимала у нас иногда до 3х часов. Каково же было наше разочарование, когда мы убедились, что следование процедурам, описанным в базе не приносит  желаемого результата… Нет, дело не в том, что все процедуры настроек и регулировок были описаны голландцами неверно, база данных была профессионально точна- дело в том, что описывались методики настройки абсолютно новой, технически исправной системы, просто со сбитыми и разрегулированными параметрами, а мы день изо дня в день имели дело с изношенными в хлам , загрязнёнными, изнасилованными дилетантским подходом(«давай здесь покрутим, посмотрим что получиться») системами на автомобилях возраста 10+ лет.

Так и с преподаванием-блестящее знание устройства и процедур настроек и даже способность донести эти знания до обучающихся, бесполезны без одного с ними практического фона, понимания реальности с которой приходится иметь дело диагносту на своём рабочем месте. Тогда,10 лет назад, расставаясь с нашим, неожиданно попросившимся в самостоятельное плаванье преподавателем, мы были уверенны, что поиск нового займёт немалое время. Помог случай. Наш давний приятель, известный популяризатор диагностической тематики и автор бестселлера того времени, книги «Диагностика японских автомобилей», Владимир Петрович Кучер, рассказал нам о своём давнем друге и соавторе вышеуказанной книги, практикующем диагносте с 20 -ти летнем стажем Фёдоре Рязанове.

По словам Владимира Петровича, опыт накопленный Рязановым был обширен, а желание и умение разъяснить и донести до слушателей  информацию, постоянно толкал его на рассказы своим коллегам по работе об интересных задачах из практики и их нестандартных решениях. На самом деле, поначалу , мы несколько скептически отнеслись к кандидатуре Фёдора Александровича, несмотря на горячие рекомендации Кучера, нас прежде всего смущало то, что немалый опыт Рязанова был преимущественно получен в процессе работы на автопредприятиях дальневосточного региона России, а значит львиную долю автомобилей с которыми ему приходилось иметь дело составляли автомашины японского рынка.

Мы знали, что несмотря на общие принципы задач, стоящих перед разработчиками автомобильных систем управления(ведь физика процессов горения рабочей смеси не зависит, слава богу, от региона производства машины), подход к техническим инженерным решениям у азиатов, европейцев и американцев несколько разный. Например, не к ночи будут помянуты, механические системы впрыска, которые как уже упоминалось, ещё активно эксплуатировались, а значит и требовали ремонта, в европейской части России, на азиатских автомобилях не устанавливались. Японцы, сильные позиции в электронике которых вряд ли кто то будет оспаривать, просто перешагнули от карбюраторов сразу в системы управляющиеся электроникой, пусть поначалу и весьма примитивной, и миновали промежуток компромиссной механики. Были и другие отличия, особенности и своеобразие технических решений, отличающих азиатский конструкторский подход от европейского и американского. Нам же был нужен специалист широкого профиля, одинаково поработавший с разными системами управления, установленными на автомобили различных рынков и разных поколений.

После первой встречи с Фёдором Александровичем сомнения ещё остались, несмотря на явную техническую подкованность и опыт накопленный за годы работы в автосервисе, нам поначалу было не ясно каким преподавателем сможет быть соискатель, ведь большого опыта публичных выступлений перед аудиторией у него не было. Наши опасения рассеялись уже на первом занятии- преподаватель моментально вышел на «одну волну» с аудиторией, стал для них своим, пусть и гораздо более опытным и знающим, но своим по сути, по положению, по менталитету, таким «играющим тренером», старшим братом, говорящим с ними на одном языке. А это гораздо важнее чем пробелы по опыту работы с какими-то конкретными системами, при знании общей теории их устройства, а также наличия нашей, блестяще оборудованной ремзоны, чем мы всегда выгодно отличались от конкурентов, восполнить пробел по работе с механическим впрыском не представлялось сложным. Тем более речь шла уже о 2006 годе, когда автомашины с механическим впрыском уже практически своё отжили и интерес к ним у обучающихся был минимальным.

Так и началось наше сотрудничество,  длящаяся уже 10 лет, о чем мы нисколько  не жалеем. А что гораздо более важно, что благодаря профессионализму Фёдора Александровича, его энергии, постоянному желанию поделиться знаниями и опытом, неформальному отношению к работе, за промежуток нашего сотрудничества более тысячи студентов получили шанс стать профессионалами в своём деле, быть востребованными и финансово независимыми и получать удовольствие от своей работы, а значит делать её хорошо, так как делает её Фёдор Александрович Рязанов.

Автор статьи: основатель школы диагностов ИнжектрКар Леонид Борисович Силкин

Написать комментарий

Ваше Имя:


Ваш комментарий: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оценка: Плохо           Хорошо

Введите код, указанный на картинке: